Истинная и гетерономная вера
Православный семейный психолог

Истинная и гетерономная вера


Киржанова Лариса Васильевна
кандидат психологических наук

Истинная и гетерономная вера

Вера является феноменом психологическим, т.к. по своей природе она субъективна и выступает неотъемлемым атрибутом субъективной реальности человека. Общепризнано, что феномен веры связан с разными аспектами деятельности (практической, познавательной) и занимает важное место в обыденном сознании человека, представляя собой акт принятия чего-либо как истинного, ценного, справедливого, целесообразного при отсутствии или возможности достаточного обоснования. Вера есть необходимое свойство человека, она всегда целенаправленна, эмоционально окрашена и имеет определенный объект, поэтому рассматривается исследователями как продуктивное состояние сознания, определяющее характер поведения человека, личностное развитие. В качестве примера веры выступают: достижение цели и смысла жизни в целом, наступление какого-то события, реализация определенного поведения, истинность восприятия, представления, гипотезы, теории, при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели и смысла жизни, конечном итоге развития событий, реализации на практике предполагаемого поведения и отношений людей.

Из-за невозможности снять полностью неопределенность, как со своего внутреннего мира, так и со всей вселенной, человек прибегает к мистическому способу их познания, основываясь на откровениях веры. В процессе познания вселенной у личности все более укрепляется убеждение, что непознанный мир с ростом субъективных знаний становится все более и более беспредельным и непознаваемым. Здесь необходимо признать постепенное усиление в жизни человека значения иррационального, мистического познания, основанного на вере (В.М. Снетков).

Вера является результатом предварительной работы сознания, создающего представления субъекта о мире, о его месте в нем, о связях и отношениях этого мира. Почему люди в наши дни идут за новоявленными "пророками", искренне веря в проповедуемые ими "истины"? Как исследует И.В. Григулевич, это происходит потому что такая вера облегчает, снимает с верующего давящий груз грубой действительности, способна превращать страх в спокойствие, а смятение в уверенность, придает жизни глубокий смысл. По словам З. Фрейда, "наполняет верующего приятными иллюзиями". Лишь вера (основанная на ложном умозаключении) может из незаметного, одинокого человека сделать божьего избранника, например "свидетеля Иегова", который стоит со своим журналом "Сторожевая башня" на углу улицы и взирает на спешащую толпу с непоколебимой уверенностью, что он принадлежит к тем немногим, которые без всякого ущерба для себя переживут приближающийся якобы конец света [3, с. 15].

Вера - глубокая общечеловеческая универсалия культуры, фиксирующая комплексный феномен индивидуального и массового сознания, включающая аспекты: гносеологический (принятие истинного тезиса), психологический (осознание, переживание содержания тезиса в качестве ценности), религиозный (отнесение содержания к сфере сверхъестественного) [1, с. 118].

Вера всегда связана с предметом, содержательно им определяется. Если предметом веры выступают явления окружающей действительности и изучающий их субъект представляет подтверждаемые опытом доказательства истинности своих результатов, то здесь имеется убежденность, вера в свою правоту. Иное содержание имеет вера в случае, когда человек не способен охватить разумом чрезмерно сложный или не поддающийся рациональному объяснению объект. Тогда он отказывается от познания, включая механизмы вытеснения, замещения или рационализации, либо упрощает и редуцирует объект, предпочитая веру без всяких доказательств.

Вера, основанная на ложном умозаключении возникает на основе материальных и духовных интересов, потребностей, мотивов, по поводу тех процессов, событий, идей, которые имеют для людей значимый смысл. "Ложная, суетная" вера представляет собой сплав когнитивного, эмоционального, волевого момента, где чувства играют большую роль. Результаты исследования познавательного аспекта такой веры сводятся к положениям: вера выступает как проблема доверия к показаниям органов чувств; как проблема различения достаточно и недостаточно обоснованного знания, как средство доказательства (если она связана со ссылками на авторитет), как средство обмана или заблуждения.

По мнению М.Т. Андрющенко, с методологической точки зрения для понимания веры необходим субъект-объектный подход, который позволяет выделить три аспекта веры: познавательный, эмоциональный и преобразующий. Он выделил процессы, из которых складывается вера: соотнесение суждения с целью субъекта, формирование убеждения в его ценности, соотнесение суждения с базисом осмысления субъекта, формирование констатации правдоподобия суждения, формирование сомнения в установлении истинности суждения. Формы проявления веры - это уверенность (получение субъектом исходного суждения на основе творческой способности его сознания) и доверие (получение суждения на основе общения). Вера представляет собой ценностное отношение к своему предмету, содержит ожидание осуществления желаемого [6, с. 66].

Отечественный ученый В.Г. Галушко дифференцирует две сферы веры: "собственная сфера веры - это вера-понимание, прямое усмотрение сокрытого посредством сопричастности системе ценностей. Вера и то, во что верят, связана с ценностями и смыслами, которыми руководствуется человек в своей жизни, и определяет всю жизнедеятельность. Другая же вера (косвенная) проявляется как рефлексия (оценка) по поводу какой-то деятельности или ее результата. Вера есть механизм соотнесения субъективного и объективного, позволяющего преодолевать их абсолютное метафизическое противопоставление, характерное для мышления. Но вот оценка значимости ценностных ориентаций - дело веры человека (П. Рикер, Х.-Г. Гадамер) [6, с.73]. Поэтому вера "суетная, ложная" преодолевается посредством отношения с позиции ценностных ориентаций.

По мнению М. Бубера вера основана на состоянии соприкосновения и акте принятия. На основе акта веры как принятия, происходит обретение ценностей человеком, которые из знаемого значения переходят в принятое содержание, что приводит к отождествлению своей личности с принятым содержанием и превращением его в содержание собственного сознания. Вера связана с отношением к миру, к себе и с будущим человека. Г. Оллпорт определяет, что позитивные чувства влекут за собой какую-то степень веры, и эта вера сопровождается действиями. С.Л. Франк писал, что человек постоянно поставлен в условия, в которых он вынужден выбирать между более вероятным и менее вероятным, что является мыслительной задачей. По мнению У. Джемс мерилом веры служит готовность к действию, где удачное достижение цели не гарантировано нам вперед [6, с. 61 -73]. Вера как форма познания имеет духовное содержание, но как норма практической жизни - она есть тип человеческого поведения (Трильфас, 1952).

Роль веры в жизни людей, любой эпохи это вера в те или иные истины культуры, что является фундаментальным условием существования личности в этой культуре. К. Юнг (1875-1961) считал, что духовная сфера обладает психологической реальностью и достоверностью, которая, однако, не может быть объяснена рационально. Наряду с индивидуальным бессознательным, имеется и коллективное бессознательное, содержащее "архетипы" (то есть базисные образы, универсальные для всех существующих культур). Прорыв этих образов из сферы бессознательного в сознание К. Юнг рассматривает как основу религиозного опыта и художественного творчества. Религиозная вера - интегративная черта религиозного сознания и существенный признак религии в целом. Это особое состояние психики верующих субъектов, выражающееся в феноменах уверенности, исповедания соответствующих взглядов, она обеспечивает целе - и смыслополагание, имеет для верующих ценностное значение [7, с. 74]. По мнению Э. Фромма такая вера предоставляет человеку ориентиры для выбора действий и способы самоанализа своих поступков с нравственной точки зрения.

Русский религиозный философ И.А. Ильин считал, что в неодухотворенной душе вера превращается в состояние душевной приверженности к чужим одержаниям, она держится на внушении со стороны, на слепой суггестии, исходящей от других людей. Проявление слабости - это отказ от автономии, согласие слепо верить чужим словам и с чужих слов, что называется "гетерономией". Такой человек живет не сам и не из себя, он паразитирует на чужом духе, или на чужих стимуляциях духовности. Это перерождает в нем чувство собственного духовного достоинства и расшатывает в нем уважение к самому себе и создает в нем незаметно самочувствие раба [4].

В вере соединены осознанное и неосознанное, элементы "вершинной" психологии [7, с. 73-74]. По мнению Л.С. Выготского движения к вершинной психологии определяет вершины личности [2]. Движение к ним "снизу" со стороны предметной деятельности или со стороны "Оно" (З. Фрейд) бесплодно и опасно. Такое движение приводит к искусственному интеллекту, к "ложной" интеллигенции. Движение "снизу" должно быть дополнено движением "сверху", "со стороны" Духа. Анатомия духа зафиксирована в языке, культуре, религии, бытийных слоях народного сознания, народной памяти, поведении [5, с. 149]. Проявление духа в человеке - это "ответственность - воля к совершенству - дар очевидности - бескорыстная любовь - служение - самоуправление - дар свободы - сила самоосвобождения" [4].

На основе обобщения научных исследований в отечественных и зарубежных философских словарях выявляются два направления определения веры, где под "Фейтх" (faith) - вера (духовная) предполагается понимать "духовную способность человеческой души непосредственно знать сокровенные слои бытия ("истины"), которая устраняет противоречие души и духа, субъекта и объекта, порождает неутилитарное отношение человека к безусловным духовным ценностям, оборачивается высшими внутренними чувствами любви и красоты. Аспекты этой веры: положенность души в духе; нерассудочная оценка созерцаемого совестью. "Билиф" (belief) - вера (доверие) сопряжена с косвенным отношением субъекта к объекту и с противопоставлением человеческого "Я" внешнему миру, она носит вероятностный характер, т.к. не знает прямо свой предмет, способствует исполнению желаний, преследованию целей, включена в структуру рационального познания (эталоны, идеалы культуры, авторитетные мнения). Ее ориентирование на признание истинности чувственных и рациональных образов в формах субъективной достоверности и доверия, уверенности и ожидания [6, с. 57-58].

Несмотря на то, что вера в полной мере рационально не аргументирована и практически, экспериментально не проверена, она выступает важным фактором, действительным стимулом решимости и активности людей в том случае, если отсутствует обращение к ее суррогатному подобию (формы суеверий). Личностное развитие, расширение сознания личности способствует преодолению гетерономной веры. Развитие - это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Личностное развитие - это осмысление своего высокого положения в жизни, проявление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к нравственному постепенному совершенствованию. Это включение в область осознанного все большего количества жизненных функций человека, психических состояний, что способствует расширению сознания (Ю.М. Орлов, 1991). Расширение сознания посредством осмысления суррогатной веры делает человека более зрелым, способным в большей степени управлять своими психическими силами. В.П. Зинченко выявляет направления расширения сознания: мир науки (знаний); мир производственного существования (предметно-производственная деятельность); мир человеческих ценностей (эмоций); мир культуры (культурные символы и знаки) [5]. Качественные стороны расширения сознания есть переживание; познание (включает формы отражения: ощущения, мышление, восприятие и память, имеющее результатом знание); отношение (регуляторная функция сознания) (К.К. Платонов, 1982); понимание (процесс и результат сопоставления существующего с должным).

Итак, гетерономная вера это результат предварительной работы сознания, создающего представления субъекта о мире, о его месте в нем, о связях и отношениях этого мира, она может выступать как средство обмана или заблуждения. Аспектами гетерономной веры являются задействованные сферы сознания личности: когнитивная, эмоциональная, деятельностная. Поэтому на основе процесса познания, понимания, переживания, отношения осуществляется осмысление суррогатной веры, увеличивается способность в большей степени управления своими психическими силами, что приводит к расширению сознания, личностному развитию, религиозной автономии. Преодоление "суетной, ложной" веры происходит на основе оценки значимости ценностных ориентаций, обретения ценностей, которые из "знаемого" значения смысловых образований переходят в "принятое" содержание, что способствует превращению этого содержания в содержание собственного сознания. Так же преодолению способствует устранение противоречия между более вероятным и менее вероятным, позитивное отношение человека к безусловным духовным ценностям, к миру, к себе, к своему будущему, рефлексивные оценки, готовность действовать ради цели.

Литература

  • 1. Большой энциклопедический словарь / Под. ред. С.Ю. Солодникова. - М.: Минская фабрика цветной бумаги, 2004.
  • 2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. - М.: Наука, 1931.
  • 3. Григулевич И.Р. Пророки "новой истины". - М.: Политическая литература, 1983.
  • 4. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. - М.: ТОО "Рарогъ", 1993.
  • 5. Психологический словарь / Под. ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. -М., 2003.
  • 6. Скрипкина Т.И. Психология доверия. - М.: Академия, 2002.
  • 7. Словарь философских терминов / Под. ред. В.Г. Кузницова. - М.: Инфра, 2004.