СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ
Православный семейный психолог

СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ


Киржанова Лариса Васильевна,
кандидат психологических наук

Что травмирует близких когда в семье «зависимый»?

Проблема образования зависимости у личности является неоднозначной, т.к. параллельно во многих семьях формируется другой вид зависимости, который получил в научных исследованиях название «созависимость».

В исследованиях психологов созависимость рассматривается как специфическое состояние, которое характеризуется зависимостью эмоциональной, социальной, иногда физической от человека или предмета. Как созависимое состояние проявляется? Это заблуждение, самообман, компульсивные действия, замороженные чувства, низкая самооценка, нарушение здоровья. Происходит психологическая зависимость, подчинение своего «Я», своих чувств, ожиданий, убеждений и восприятия реальности состоянию человека имеющего химическую, суррогатную зависимость.

Взаимозависимость это закрепительная реакция на стресс, которая в течение времени становится скорее образом жизни, чем способом выживания. Даже когда источник стресса прекращается, созависимый человек продолжает действовать в окружающей среде так же, как если бы угроза угнетения продолжала существовать. Причиной срыва зависимой личности является сохранение форм и способов поведения характерных для созависимых людей в семье. Такая зависимость от другого человека, становится патологическим состоянием влияющим на созависимого.

Поддержанию созависимого состояния способствуют формы проявления:
- когнитивный уровень - увеличение противоречий в разных плоскостях (индивидуализированная система культурных норм, ценностей, предписаний), подчинение своего Я, ожиданий, убеждений и восприятия реальности состоянию другого человека;
- эмоциональный уровень - нарушение взаимоотношений открытого выражения чувств (замороженные чувства) и обсуждения личностных проблем;
- поведенческий уровень - стереотипные формы реагирования на стресс, что приводит к выхолаживанию и обеднению эмоциональной сферы личности; действия образуют реактивный процесс, смысл и цели которого заключаются в снятии внутриличностного конфликта способом саморазрушающего поведения, что становится защитной компенсаторной реакцией на внутриличностный конфликт.

В современных социальных условиях разрабатывается множество систем терапии созависимых и зависимых людей: транзактный анализ, подходы экзистенциональной, когнитивной психотерапии и др.

Развитие личности в процессе проработки конкретной ситуации, которая является травмирующей, опора на духовно-нравственные ценности, что отвечает социальным требованиям в дальнейшем способствует формированию ценностно-смыслового стержня личности и определению перспектив духовного развития, механизма восхождения по лестнице трезвения.

В теории транзактного анализа рассматривается внутренний конфликт между тремя Эго-состояниями (Я-родитель, Я-взрослый, Я-ребенок). У созависимого человека проявление Эго-состояния будет скорее на социальном уровне в роли контролирующего родителя (Р) и опекающего родителя (Р). У зависимого человека доминирует одно Эго-состояние, скорее ребенок, либо одно Эго-состояние заражено другим. Работая с ролевым конфликтом между родителем (Р) и дитя (Д) можно уменьшить внутриличностные противоречия у зависимого и созависимого человека, что приведет к духовной автономности субъекта.

В теории аномальной личности «зависимая личность» представлена с искаженной мотивационно-смысловой структурой и иллюзорно-компенсаторной моделью поведения. Б.С. Братусь выявляет несколько уровней развития личности: физиологический, психологический, групповой, субкультурный и культурный. Исходя из этого, модели зависимости могут быть био-психо-социо-духовные. Проявление ее на одном уровне часто является причиной зависимости на другом и на нескольких уровнях. Зависимость может быть локализована если задействовать гуманитарный, духовный уровень, посредством присвоения ценностно-смысловых ориентиров. Этапы присвоения ценностей в мотивационно-смысловой структуре личности происходят на разных уровнях:
- эгоцентричный - стремление к выгоде, престижу;
- группоцентрический - идентификация себя с группой;
- гуманистический - за каждым человеком подразумевается самоценность и равенство;
- духовный - осознание себя и других как соотнесенных с духовным миром, соединение с Богом, выбор духовных ценностей.

Процесс развития личности направленный на устранение зависимого и созависимого поведения сопровождается открытостью, прозрачностью человека к смыслообразующим уровням. Это может произойти ситуативно, на время и далее замутиться надолго, а может стать и относительно постоянным состоянием. Личность человека развивается «из самой себя», в ее высших духовных и творческих силах, связана с миром ценностей сверхиндивидуальных, причастность к горнему миру.

В. Франк считал, что человек осознает ценность, когда признает, что действие имеет смысл. Выделяется три категории ценностей: ценности переживания, творчества (направленность на внешний мир) и жизненных личностных установок (человек обращен к самому себе). Ценности - это доступ к миру, результат взаимодействия субъекта с объектами и духовным содержанием, они как собирающая линза жизненной силы, которые вызывают в личности изменения, т.е. это духовная пища человека. Восприятие ценностей является восприятием качеств. Переживание ценности - это соотнесение другого бытия со своим собственным бытием. Восприятие и укоренение ценности произрастает из «прикосновения Духа к бытию». Для «душевно здорового» человека все, что отрицает жизнь, является неценным, внушающим страх. Ценность является происходящим извне одобрением внутренней позиции по отношению к жизни. «Да жизни» укрепляет внутреннюю соотнесенность человека с собственным бытием. Фундаментальные ценности обретаются посредством «прикосновения к бытию», которые вызывают эмоции и воздействуют через внутренний мир, находя в нем соответствие.

В процессе осознания зависимого и созависимого поведения у членов семьи приобретается ценность позитивного отношения друг к другу. Чувства сострадания, любви, доброты, искренности помогают понять сложный мир взаимодействий. В Библии дана заповедь: «Возлюби ближнего как самого себя», которая раскрывает важную роль чувства любви к ближнему. Посредством любви раскрывается смысл жизни, человек выражает себя наиболее полно и глубоко. Любовь есть путь к целостности личности, а ее отсутствие, которое выражается в эгоцентризме, приводит к распадению личности. По мнению Н.О. Лосского целостность личности возможна на двух путях: в аскетическом подвиге - целомудрие, и в любви, которая отождествляется с целомудрием. Именно в любви к конкретной личности открывается истина бессмертия человек. Любовь есть самопожертвование «самостью» (В.С. Соловьев). Если первопричиной духовно-нравственного зла в человеке выступает эгоцентризм, ложное самоутверждение, то самоотрицание и самопожертвование есть путь радикального преодоления зла в себе. Н.А. Бердяев определяет, что любовь к человеку, есть прозрение в нем «образа и подобия Божьего». По словам М.М. Бахтина, личность как ценность не существует, если нет ее отношения к другим личностям, к личности Бога, к сообществу людей. В процессе взаимодействия с миром личность переживает ряд ситуаций, где происходит несоответствие внутренних отношений и внешних событий. Данные несоответствия тормозят процесс развития позитивного отношения в семье. Соответствие внутреннего и внешнего приводит к гармонизации отношений с окружающей средой. Этому способствует позитивное отношение к ближнему, которое выступает как результат конгруэнтности в поведении личности, где внутренние установки соответствуют социальному проявлению в обществе.

Любовь выражается в двух качествах: как отношение («Я-Ты»; общение) и как деятельность (жертвенное служение). С помощью общения личность может открыть свое духовное Я и начать развитие в сторону позитивного отношения, деятельного жертвенного служения. «Только освобождаясь от эгоцентрической доминанты, воспитывая в себе доминанту на собеседника, человек начинает видеть лицо другого, в этом случае обретет свое лицо, т.е. становится личностью» (А.А. Ухтомский). Диалог является ответственным поступком, «событием бытия», который имеет свою структуру: 1) Я - для - Себя; 2) Другой - для - Меня; 3) Я - для - Другого. Трансформирование есть отношение к «другому», как отношение «Я - Ты» и одновременно есть отношение к собственной сущности, как к «духовному бытию» (М.М. Бахтин).

В научных исследованиях Ф.Е. Василюк определяет, что преодоление созависимости и зависимости от суррогатных средств возможно с помощью трансформации иллюзорной реальности, идеального ее преобразования, а не игнорирования реальности, творческого построения новой реальности (принятие, и не отвержение реальности).

В ряде коррекционных методов процесс освобождения от зависимого и созависимого поведения сопровождается усвоением основ самоопределения, самоактуализации личности. Самоопределение - сложный многоуровневый процесс развития человека, его структурным элементом являются разные виды самоопределения: жизненные, личностные, социальные, профессиональные и др. Самоактуализация есть процесс становления человека субъектом собственной жизнедеятельности, которая заключается в освоении им норм и способов человеческой деятельности, основных смыслов и ценностей.

В процессе коррекционной работы зависимая личность самоопределяется в жизненно важных сферах, исследует иерархию потребностей через выбор ценностей, установок с учетом перераспределения ответственности. Данные функциональные побуждения в деятельности прорабатываются личностью индивидуально с психологом или отрабатываются в группе.

Как планируется деятельность в группе? В межличностном общении происходит осознание установок разрушающих личностное пространство, переформулируются цели. В процессе работы участники открывают не известные им личностные проблемы и знакомятся с опытом самостоятельного их разрешения. Этот вид работы способствует перераспределению ответственности, которая принимает характер личностной ответственности за совершаемый выбор. Результатом является развивающиеся потребности, обеспечивающие содержательную наполненность личности, где центральное место занимают духовно-нравственные установки, ценностные ориентации и временная перспектива, способствующая формированию правильного отношения к суррогатным средствам.

Личностное развитие - это осмысление своего высокого положения в жизни, проявление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к нравственному постепенному совершенствованию. Это включение в область осознанного все большего количества жизненных функций человека, психических состояний, что способствует расширению сознания. Сферы расширения сознания: знания, предметно-производственная деятельность, мир человеческих ценностей, эмоций, культуры.

Снижение зависимого и созависимого состояния у личности будет успешным при возрождении веры в Бога, в людей, в вечность, благополучное будущее. На основе процесса познания, понимания, переживания, отношения осуществляется осмысление зависимости и созависимости, увеличивается способность в большей степени управления своими психическими силами, что приводит к расширению сознания, личностному развитию. Если вера псевдодуховная (поклонение суррогатным средствам) отнимает животворящие силы человека, приводит его к падению, то вера духовная, божественная просветляет человека, животворит человеческую душу, делает его причастным к образу и подобию Святых подвижников веры, и Господа нашего Иисуса Христа.