СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ
Православный семейный психолог

СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ


Киржанова Л.В.,
канд.псх.наук

Формы суеверий в образовании

Одной из неблагоприятных в настоящее время с точки зрения масштабов проникновения деструктивных новообразований, является область образования. Наука без нравственности, как парадигма, подвержена опасности стать разновидностью магии и оккультизма. Педагогика и воспитание без духовности, нравственности прививает цинизм и беспринципность, по словам И.А. Ильина, ведет «только к изворотливости во зле» [4].

При большом опыте научных спекуляций, накопленных нашей идеологической наукой, и при наличии социального заказа общественное сознание может сделать новый шаг в «познании реальности». Например, ему помогут принять положение о том, что оккультизм есть наука об обладании скрытыми сверхъестественными способностями человека, шаманизм – это «наука об управлении духами», медиумизм – новый путь общения с Космическим Разумом, или «информационным полем Вселенной»[7, с. 65–67].

Можно выделить следующие пути проникновения суеверий в систему государственного образования: преподнесения оккультизма, псевдодуховных учений под видом неких авторских образовательных программ, направленных на развитие у молодежи «духовности»; введение новых предметов – «человековедение», «основы выживания», «валеология» и т.д., под прикрытием которых обучаемым преподают различные оккультно-мистические учения учителям во время прохождения ими плановых переподготовок или специально организуемых при незаконной помощи некоторых государственных чиновников образования оккультных семинаров.

Психологическую зависимость от суеверий можно охарактеризовать как особое, духовное, психическое состояние человека, существенно меняющее его мироощущение, функционирование и восприятие реальности.

Исследуемые формы суеверий, можно представить в виде схемы – модели: в координационной сетке горизонтальный вектор пересечения находится на границах внешней и внутренней деятельности. Разные проявления форм суеверий находятся на вертикальной линии, где они распределены по уровням: духовно-мистический, душевно-чувственный, телесно-рефлексивный. Для построения схемы были использованы исследования В.М. Снеткова, В.У. Бабушкина:
– внешняя деятельность, влияние внешней среды, культа, авторитета – магия (поиск власти от темных сил как неответственность за выбор), гадание (поиск поддержки, подтверждений сомнительных мыслей от авторитета как непринятие самостоятельных решений), астрология (поиск самоуспокоения, культовая зависимость как разрушающий образ мысли, жизни); внутренняя деятельность, влияние внутренних противоречий – поверья (верования в приметы, предрассудки), НЛО (иллюзорность восприятия действительности), псевдодуховные учения (разрушающие познания, система убеждений, позиция).
– духовно-мистический уровень, знания из верований – поверья (неосознанное и осознанное понимание действительности с помощью примет, верований и т.д.), магия (неосознанное и осознанное обращение к «темной» силе, авторитетам посредством белой и черной магии); душевно-чувственный уровень, знания из чувств и умозаключений – гадание (приобретенные ложные убеждения посредством авторитета как решение проблем), НЛО (ложные умозаключения на основе иллюзорного восприятия); телесно-рефлексивный уровень, знание из действий и поступков – астрология (влияние разрушающей информации, авторитета как побуждение к действию), псевдодуховные учения (разрушающие познания, влияние культа, проявляющегося в поведении, образование «новой» личности).

Поверьем называют всякое укоренившееся в народе мнение, понятие, без разумного отчета в его основательности. Из этого следует, что поверье может быть истинное и ложное; в последнем случае оно называется собственно суеверием или предрассудком (предостерегательные, суеверные правила, приметы, определяющие что, как и когда делать или не делать) [13, с. 357]. В.И. Даль пишет о поверьях русского народа: «север славится большим числом и разнообразием поверий и суеверий о кудесничестве разного рода, большая часть их перешла от чудских племен. Кудесники и знахари северной полосы отличаются злобою, говорят о порче, что находит отражение в рассказах. На юге более поэзии, затейливых рассказов, сказочных преданий и суеверий, в которых злобные чернокнижники являются как необходимая прикраса для яркой противоположности.

В современном психологическом словаре дается трактовка черной и белой магии: «магия является составной частью религиозных культов, где белая магия – колдовство с помощью «божественных сил», а черная магия – колдовство с помощью «нечистой силы» [11, с. 228]. С древних времен с научной точки зрения разницы между «черной» и «белой» ведьмой не было. В 1563 году в Шотландии и в 1572 году в Германии были приняты законы, отменявшие различия между черной и белой ведьмой. «Сатанизм» ведьм подтверждался тем, что она, как и дьявол, все делала «наоборот», в обратном порядке по отношению к тому, как это делала религия. Как сказал известный мистик XX века Г.И. Гурджиев: «Самое страшное в магии то, что в ней нет ничего магического…» [9, с. 19].

О том, что «целительство» несовместимо с традиционной верой в Бога, пишется и в Ветхом, и в Новом завете. В среде студентов колдовство приобрело массовый характер. Особая опасность грозит молодому поколению от проявления неоязычества – знахарей, экстрасенсов, йогов, цигунистов, колдунов. Вера в колдунов не уничтожилась с принятием христианства. К «целителям» люди идут по психологическим причинам в поиске сострадания. Они обычно обаятельны, притягивают к себе. Их выступления проводятся в состоянии массовой экзальтации и привлекают людей с неуравновешенной психикой. В то же время не нужно путать знахарство с гомеопатией, использованием свойств растений, минералов, с лечением массажем, гимнастикой, которые могут предотвратить многие недуги.

«Люди с облегчением отдают свою «свободу», чтобы приобрести чувство «верной спасенности» от «страха и страдания», соглашаются разрешить внутренний конфликт посредством приучения себя к подчинению. Покорность дает право на бездеятельность, безоговорочное доверие снижает ответственность. Из этого явления массовой психологии властолюбивые люди давно сделали вывод: духовная автономия людям не по силам; они лишены духовного зрения и призваны к культовой покорности» [5].

Во время стресса окружающий мир личности становится причиной проблем, тогда предсказатели предлагают «спасительные рецепты». Вера в негативные предсказания, поиск в любой ситуации угрожающих признаков уводит от реальности событий, подводя к искаженному восприятию ценностей. В студенческой среде гадание распространено в применении карт, рун, хиромантии. Случайное совпадение, становится «истиной», а остальная чепуха в устах гадалки как бы игнорируется. Этим пользуются цыганки, чье многословие при попытке разговорить «клиента» хорошо известно.

Магия и религия не одно и то же. Магия ищет сверхчеловеческую силу, власть посредством приобщения к таинственным сферам и стихиям, независимо от их духовного качества и достоинства, не Бога и живого отношения к Нему, а богоравного могущества для человека, протягивающего руку к власти от гордости и самовозвеличения. Поэтому магия есть действие не религиозное, а демоническое. Всякое самосильное посягательство на сверхчеловеческую силу, ведущее личность к тайнодействию и тайноборчеству, ведет мимо совершенства, уводит от духовного подлинного опыта [5, с. 99].

Из побуждений эротической чувствительности, страха, жажды предвидения, потребности в слепом подчинении, маниакальной одержимостью страстей вырастали псевдодуховные организации, в редких из них присутствовала духовная мечта о совершенстве и потребность объективного установления критериев добра и зла [5]. По мнению С. Хассена, «способность человека к самодеструктивному поведению и погружению в иллюзорные миры связана с отсутствием у него жесткой, генетически предопределяемой программы жизнедеятельности и привязки к специфической экологической нише» [14, с. 28].

Ученая И.А. Романова исследует психологические причины ухода в псевдодуховные группы, которые заключаются в следующем: несамоактуализированность личности, терпимость к смысловой и идеологической неопределенности, тревожность, нестабильность установок, репродуктивность мышления, разрыв связи между собственным критическим сознанием и способностью к принятию решений. Ю.П. Полищук выявляет, что люди, вовлекающиеся в данные группы, находятся в состоянии психоэмоционального стресса, психически больны на ранних стадиях заболевания или ремиссии, испытывают чувство одиночества или духовной неудовлетворенности, с интересами к мистицизму, в поиске адаптации в жизни. Впрочем, членами групп могут стать люди бескомпромиссные в своих духовных поисках, стремящиеся к абсолютной истине «здесь и сейчас» [12, с. 93–97].

Духовный опыт нельзя построить на принуждении. Л.З. Левит исследует эту проблему в книге «Сказки для взрослых», в которой пишет, что, попадая в какую-либо тоталитарную группировку, стоящую на оккультных мистических позициях (учение Кришны, Шри Чинмоя, парапсихология, дианетика, астрология), человек подвергается запугиванию разными бредовыми угрозами типа «уничтожить ауру», «отключить гороскоп», сопровождаемое изнурительным образом жизни. В состоянии страха, тревожности повышается внушаемость, в воспаленном воображении появляются галлюцинации, аналогичные тем, которые бывают у психически больных людей. По мнению Е.Л. Доценко, личность может получить псевдодуховный опыт, становясь участником группы, в которой она подвергается приемам манипуляции сознанием. Под манипулированием понимаются виды психического воздействия, используемые для достижения определенного выигрыша посредством скрытого побуждения другого к совершению определенных действий. Последствия воздействия чреваты угрозой внутреннего разлада, нарушением личностной целостности [3, с. 138].

Астрология во многом находится в противоречии с методами и результатами современной науки [11, с. 37]. Многие люди из-за путаницы в голове умудряются сочетать хождение в церковь и следование астропрогнозам. Выводы об видение НЛО сформированы на внушении и страхе, которое обычно свойственно хорошо внушаемым людям, верящим в такие феномены и обладающим богатым воображением. Внушенное явление сугубо отрицательное, а иногда имеет и смертоносное воздействие на людей. В современной научно-популярной литературе НЛО получило несколько наименований, например гуманоиды, криттеры (термин Т. Дж. Констебля), фрагменты «эфирного разума» (термин В.Г. Ажажи), минус-фемтообъекты (термин В.И. Вейника), высший космический разум или просто инопланетяне.

Конечно, многие процессы в природе взаимосвязаны. Как установили астрономы, на нашу жизнь влияет Солнце, которое в годы повышенной активности усиливает «бомбардировку» Земли заряженными частицами. Влияние Луны – приливы и отливы в море. Все остальные непосредственные воздействия небесных тел на жизнь людей очень слабы в связи с наличием защитных свойств земной атмосферы.

Жрецы лженауки утверждают, что воздействие небесных светил имеет непосредственный характер и его можно разгадать. Астропрогнозы носят подчеркнуто обобщенный характер, так что в них можно постфактум вписать практически любое свершившееся событие.

Астрологов делают популярными, их прогнозы освещаются в СМИ. Вера в «астрологическую несовместимость» иногда ведет к распаду браков, к необдуманным шагам бизнесменов, к неправильному определению выбора лечения. Клиенты астрологов – это люди, для которых разумные доводы аргументом не являются. Хочется отметить, что страх быть «увиденным насквозь», «полностью понятым» типичен для шизофреников. Важно своевременно понять, что астрологи обманывают людей в отношении как самого факта влияния звезд, так и усиливают их психологические проблемы, уводя от реальной действительности.

Основными компонентами суеверия являются когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий; суеверие проявляется на трех уровнях: духовно-мистическом, душевно-чувственном и телесно-рефлексивном; суеверие проявляется в различных формах (поверья, магия, астрология, псевдодуховные учения и др.)

Итак, неодухотворенная душа будет предаваться «страху» или «успокоению», она будет «предчувствовать» и питать суеверия, будет во власти «мечтаний», «волнений», может выработать себе личные или коллективные «обряды». Неправильное отношение к различным формам суеверий приводит к психологической зависимости от поверий, магии, астрологии, псевдодуховных учений и др., к особому, духовному, психическому состоянию человека, существенно меняющему его мироощущение, функционирование и восприятие реальности.

Литература:

  • 1. Авдеев Д.А., Неверович В.И. Наука о душевном здоровье. – М.: Наука, 2001. – С. 192; 224–234.
  • 2. Галицкая И. А., Метлик И.В. Новый религиозный культ и школа: Пособие для руководителей образования и учителей. – М.: Сентябрь, 2001. – С. 120–130.
  • 3. Доценко Е.Л. Манипуляция: психологические понятия // Психологический журнал. – 1993. – № 4. – Т. 14. –С. 138.
  • 4. Дронов. М. Авва Дорофей против Д. Карнеги. – Льялово, 2003. – С. 15–21.
  • 5. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. – М.: ТОО «Рарогъ», 1993. – С.95–105.
  • 6. Ильин В. Пока беда не вошла в дом. – Иваново: Свет православия, 2000.– С. 28–35.
  • 7. Куликов И. Метастазы оккультизма в системе образования (аналитическое исследование). – М.: Паломник, 2000. – С. 65–67.
  • 8. Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность: Дис. … д-ра филос. наук. – М., 2000. – C. 182–183.
  • 9. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. «Запах серы», оккультные корни планирования семьи. – М.: Ин-т общегум. исслед., 2002. – С. 19.
  • 10. Ожигов С.И. Словарь русского языка / Под. ред. Л.Ю. Шводовой – М.: Русский язык, 1991. – С. 202.
  • 11. Психологический словарь / Под. ред. В.Н. Копорулиной, М.Н. Смирновой, Н.О. Гордеева и др. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003.– С. 37; 228.
  • 12. Полищук Ю.П. Влияние деструктивных религиозных сект на психическое здоровье и личность человека // Практическая психология. – 1997. – №1. – С. 93–97.
  • 13. Толковый словарь живого великого русского языка: В 4 т. / Авт. сост. В.И. Даль. – М.: Рус. яз., 1998. – Т. 1. – С. 119; Т. 4. – С. 357.
  • 14. Хассен С. Освобождение от психологического насилия. – М.: Олмопресс, 2002. – С.28; 82–90.
  • 15. Шорохова О.А. Жизненные ловушки зависимости и созависимости.– СПб.: Речь, 2002. – С. 7.