СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ
Православный семейный психолог

СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ


Киржанова Лариса Васильевна

Социальное служение

Предисловие

Проблема подготовки специалистов, получения знаний в области социальной работы стала особенно актуальной в связи с нестабильной обстановкой в нашем обществе. Сегодня многие слои населения нуждаются в социальной работе (инвалиды, пожилые, дети, молодежь, безработные и т.д.). Особенно актуальным в социальной работе является сфера общения. Именно от конструктивно выстроенного диалога, от умения понять собеседника, правильно выбранной стратегии поведения зависит успех в осуществление помощи нуждающимся. Основным компонентом общения является позитивное отношение к миру, к людям, к себе самого социального работника. Что способствует продуктивной работе с населением, уменьшает зону конфликтности, определяет перспективы в коррекционной работе психолога в социальной работе.

Система отношений (к миру, к людям, к себе) в социальной работе

Человек – создание, существующее в отношениях, возникающее с помощью отношений и достигающее своей полноты в динамических отношениях [24, с. 23]. В теории В.Н. Мясищева категория «отношение» определяется как избирательная, осознанная связь человека со значимым для него объектом, потенциал психической реакции личности с процессом действительности [18]. Это фиксированная направленность человека к чему-либо как своеобразная оценка, с развитием которой меняется внутреннее отношение [15, с. 11]. По мнению А.А. Бодалева, личность соткана из отношений, представляющих психологическое образование, в котором аккумулируются и интегрируются результаты познания, переживания, поведенческие отклики [9, с. 49].

Осознание своих отношений к окружающему миру рождает соответствующие чувства и эмоции, которые стимулируют деятельность и влияют на развитие направленности личности [20, с. 320]. Отношение к людям, деятельности – это субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой, которая включает отношения социальных общностей, деятельности, взаимосвязи между людьми, внутриличностные отношения [28]. М.М. Троцкий писал, что психические отношения зависят от внутренних условий, поэтому являются личностными, и от общественных отношений, поскольку порождаются внешними условиями. А.Ф. Лазурским было выявлено отношение эндо и экзопсихики. М.Я. Басов изучал субъект-объектные отношения организма, его взаимодействие со средой. С.Л. Рубинштейн считал, что отношения – это «ткань человеческой жизни». Осознание объективной реальности начинается там, где появляется образ [15, с. 11]. Я-образы складываются в условиях взаимодействия человека с другими людьми и различаются по своему характеру и роли, которые выражаются в представлении [13, с. 32–34].

Позитивное отношение к миру, к людям, к себе является результатом внутренней работы над собой, переосмыслением своих установок (Д.Н. Узнадзе, Ш.А. Надирашвили, В.А. Челидзе) [32, с. 6–11]. Чувства сострадания, любви, доброты, искренности помогают понять сложный мир взаимодействий. В Библии дана заповедь: «Возлюбите друг друга, как Я возлюбил вас», которая раскрывает важную роль чувства любви к окружающему миру [3]. Посредством любви раскрывается смысл жизни, человек выражает себя наиболее полно и глубоко [36, с. 77]. Любовь есть путь к целостности личности, а ее отсутствие, которое выражается в эгоцентризме, приводит к распадению личности. По мнению Н.О. Лосского целостность личности возможна на двух путях: в аскетическом подвиге – целомудрие, и в любви, которая отождествляется с целомудрием. Именно в любви к конкретной личности открывается истина бессмертия человека [16]. Любовь есть самопожертвование «самостью» [30]. Если первопричиной духовно-нравственного зла в человеке выступает эгоцентризм, ложное самоутверждение, то самоотрицание и самопожертвование есть путь радикального преодоления зла в себе. Любовь выражается в двух качествах: как отношение («Я–Ты»; общение) и как деятельность (жертвенное служение). Н.А. Бердяев определяет, что любовь к человеку, есть прозрение в нем «образа и подобия Божьего» [6, с. 53]. Живая душа не может жить отчаяньем и безнадежностью, это противоестественно как длительное состояние. Страдание должно просветлять, углублять, расширять душу и поэтому ее животворить. Пережившие глубокое страдание, суть люди избранные, они владеют глубиной, недоступной другим, и в этой глубине сияет тихий свет, озаряющий и осмысливающий жизнь. Страдать – это жестоко, но, имея страдание, имеешь милость Божью [34, с. 199].

По словам М.М. Бахтина, личность как ценность не существует, если нет ее отношения к другим личностям, к личности Бога, к сообществу людей [17]. Позитивное отношение выступает как результат конгруэнтности в поведении личности, где внутренние установки соответствуют социальному проявлению в обществе. В процессе взаимодействия с миром личность переживает ряд ситуаций, где происходит несоответствие внутренних отношений и внешних событий. Данные несоответствия тормозят процесс развития позитивного отношения [2]. Как писал Ф.М. Достоевский, что «только тот, кто среди греха и падения не впадает в уныние, кто среди горя и страдания не соблазнится, только тот внидит в радость Господа своего» [34, с. 72].

Соответствие внутреннего и внешнего приводит к гармонизации отношений с окружающей средой. С помощью общения личность может открыть свое духовное Я и начать развитие в позитивном отношении. О диалогичности духовного бытия личности писали М.М. Бахтин, В.С. Библер, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, А.А. Ухтомский, Т.А. Флоренская. Диалог является ответственным поступком, «событием бытия», где его структура: 1) Я – для – Себя; 2) Другой – для – Меня; 3) Я – для – Другого. Трансформирование есть отношение к «другому», как отношение «Я – Ты» и одновременно есть отношение к собственной сущности, как к «духовному бытию» [17, с. 17]. «Только освобождаясь от эгоцентрической доминанты, воспитывая в себе доминанту на собеседника, человек начинает видеть лицо другого, в этом случае обретет свое лицо, т.е. становится личностью» [33, с. 48–487].

К. Роджерс (1980) придерживался такого мнения, что ядро характера человека составляют положительные, здоровые, конструктивные импульсы, которые начинают действовать с самого рождения [23]. А. Маслоу (1954) исследует присущую каждому человеку врожденную потребность самоактуализации, критериями которой являются субъективно личностные отношения к миру (временные, ценностные, творческие, спонтанные, автономные), позитивное отношение к людям, к себе [27, с. 162–163]. В книге «Человек – манипулятор» Э. Шостром описывает два вида отношений: манипулятивный (диктатор, тряпка, вычислитель, прилипала, славный парень, судья, защитник) и актуализирующийся (руководитель, сочувствующий, внимательный, признательный, напористый, заботливый, выразитель, проводник). Актуализатор исходит из полноценности себя и других, принимает себя и других так, что необходимость в манипуляции отпадает [35, с. 55–66].

Самоактуализация есть процесс становления человека субъектом собственной жизнедеятельности, она заключается в освоении им норм и способов человеческой деятельности, основных смыслов и ценностей (А.Г. Асмолов, В.И. Слободчиков, Б.С. Братусь, Е.И. Исаев, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, П.И. Пидкасистый). Е.В. Андреенко выявил этапы формирования психологических предпосылок самоактуализации: информационный, актуализирующий, моделирующий [4, с. 11–13].

П.А. Сорокин рассмотрел проблему индивидуальной формы поведения и самоактуализации в коллективном взаимодействии «индивид – коллективное единство – культурное единство», изначально сделав личность субъектом культуры. Развитию позитивных отношений личности способствует смысл – норма – ценностные основания взаимодействия; реализация взаимодействия с помощью поведенческой культуры. Потребность в познании мира, людей может способствовать развитию позитивного отношения к миру, к людям, к себе.

Стратегия формирования позитивного отношения к миру, к людям, к себе

Формирование позитивного отношения к миру, к людям, к себе будет успешным, если акцентировать личностное развитие на наличие устойчивой системы ценностей, которая свидетельствует о психологической зрелости личности в поступках, служит определением жизненного пути, где находит выражение мера готовности личности к изменению негативных событий в мире, оценка форм поведения, нравственный облик, проявление свойств в реализации своих возможностей в процессе деятельности; психологические механизмы сопереживания, правильный выбор стиля общения.

С целью формирования полноценного развития и функционирования личности применяются следующие технологии:
1. Разъяснение и интерпретация фактов в современном мире с рассмотрением отношений к миру, к людям, к себе.
2. Обучение эффективным приемам общения. Диалог в системе отношений «Я – ТЫ», «Я – ОНИ». 3. Осознание негативного отношения посредством рационального осмысления событий жизненного опыта.

Осознанность смысложизненной позиции, субъективное психо-эмоциональное благополучие, оптимистическую картину образа мира возможно сформировать с помощью различных технологий тренинга, в диадном взаимодействии. В процессе работы акцент делается на смысловую, а не техническую (формальную) сторону общения, что может привести к усилению манипулятивных способностей.

В процессе работы происходит моделирование, актуализация воздействия факторов, принадлежащих разным уровням осознанности зависимости от суеверий: социальный уровень – «правильно – неправильно», «соответствует норме – отступает от нормы». Социальная задача требует изменения системы оценки. Это позволяет отойти от шаблонного поведения и переживания, расширить перспективы и увидеть свою цель в другом свете; этический уровень – «хорошо – плохо». Основная задача – показать ограниченность оценочной шкалы с ориентацией на оценку других, на собственные критерии самооценки, на информационное содержание безнравственного, бездуховного кодекса личности; духовно-нравственный уровень – «добро –зло». Критерии, необходимые для духовно-нравственного, «морального» выбора студентов. Задача – показать нетождественность этих критериев для разных людей; психологический уровень – расширить значение психологической информации. Готовность изменять, сопоставлять разные системы оценок, освоение других форм поведения. Для этой цели используются четыре модуляции: «Я хочу», «Я могу», «Я чувствую», «Я думаю» [1].

Результатом работы являются развитие и формирование способности к проектированию и конструированию эффективных средств общения.

Формирование позитивного отношения к миру

Позитивное отношение к миру формируется посредством внутреннего содержания, которое включает все богатство отношений к миру. С.Л. Рубинштейн понимал человека как «часть, охватывающую целое» [10, с. 63]. Образ мира – это отображение в психике человека предметного мира, опосредованное предметными значениями и соответствующими когнитивными схемами и поддающееся сознательной рефлексии (А.Н. Леонтьев) [21, с. 102]. Одной из основных задач является создание условий для обогащения духовно-нравственной сферы студента. Духовная жизнь человека всегда обращена к другому, к обществу, к роду человеческому. Технологический инструментарий, применяемый в ходе спецкурса, способствовал развитию духовно-нравственных представлений (эмоционально-волевой сферы, выработке нравственных эталонов); развитию духовно-нравственной направленности личности; развитию самооценки, формированию на ее основе системы человеческих ценностей, духовной культуры. Последовательно-поэтапное ориентирование личности: от познавательно-смыслового этапа к эмоционально-событийному и ценностно-регулятивному, которое способствовало осознанию, актуализации духовных ценностей. В ходе работы используются выдержки из художественной, публицистической литературы. Согласно представлениям А.А. Вербицкого, человек существует в различных контекстах (субъективных и объективных) [5]. Интерпретация множества смыслообразующих контекстов образует в процессе взаимодействия человека с миром его субъективную картину мира. Это опосредует восприятие человеком мира и себя в нем, влияет на выбор поступков, выступая фактором более «объективным», чем объективные характеристики ситуации. Наличие у личности четкой системы ценностей свидетельствует о ее психологической зрелости. В процессе прохождения происходит осознание личностью конкретных явлений посредством актуализации ценностей отечественной культуры, формировалось определенное отношение к их совокупности, что играло роль при построении моделей поведения. Сталкиваясь с вопросом о ценностях, мы тем самым сталкиваемся с проблемой нашей свободы, ответственности. Реализация свободы должна быть сопряжена с ответственностью. Каждый человек обладает ситуативной свободой, т.е. свобода выбора всегда ограничивается существующей ситуацией, которую мир предъявляет человеку. Структура осмысленных отношений включает в себя события прошлого, настоящего и все возможности будущего. Преобразование собственной психики и окружающего мира происходит в следующих направлениях: от детерминации к свободе (от генотипических предпосылок развития к ценностно-смысловым механизмам саморегуляции, смысла индивидуального бытия); от неосознанности к осознанности (от иррационального способа принятия решений к рациональному); от диффузности к целостности (от хаотического способа существования, детерминирующегося в основном требованиями ситуации, к холистическому способу жизнедеятельности, объединяющему поведение человека в различных ситуациях на основе внутренних ценностей); от значения (культуры) к смыслу (субъективная реальность), (от заимствованных из культуры значений, транслируемых развивающейся личности в актах взаимодействия с другими людьми или предметами культуры, к поиску «смысла для себя») [10, с. 53]. Смысл должен быть найден, но не может быть создан. Совесть – орган смысла. В поисках смысла человека направляет его совесть. Потребность в поиске смысла возникает тогда, когда появляются ситуации, приводящие к страданию, скорби. Чем сильнее человек стремится к наслаждению, тем сильнее оно от него ускользает (В. Фракл). В процессе осуществления смысла и реализации ценностей личность осуществляет и реализует самого себя [37].

Формирование позитивного отношения к людям

Отношение между людьми представляет собой совокупность эмоционального отношения к людям, близким. Это относительно устойчивое явление, содержание которого включает амбивалентные элементы эмоционально-ценностного отношения; принятие и осознание своей ролевой функции; коммуникативные позиции взаимодействия с людьми и социумом; представления о различных способах и формах взаимодействия с людьми; знания и представления о целевом аспекте взаимоотношений; убеждения в приоритетности тех направлений взаимодействия с людьми, которые реализуются зрелой личностью; ответственность перед социумом и перед безличной природой (своей совестью); представления относительно того, какие духовные чувства должно испытывать по отношению к своим близким, детям, людям и т.д.; эмоциональную близость, заботу о близких, аффективные стереотипы контактирования с людьми; формы и способы поддержания контакта с социумом, людьми путем определения дистанции общения; реализация в общении, формах контроля, воспитании взаимоотношениями.

В процессе прохождения работы происходит осознание личностью поведенческой составляющей, которая может быть как конгруэнтной, так и неконгруэнтной, что играло роль при построении моделей поведения. Конгруэнтная коммуникация, в которой все сообщения, вербальные и невербальные, соответствуют определенному передаваемому значению, действия и поступки соизмеряются с внутренними убеждениями и позицией. Важно замечать неконгруэнтное поведение, как собеседника, так и свое собственное и уметь эффективно реагировать на него. Самоуправление в общении является необходимой мерой профилактики неконгруэнтной коммуникации и включает следующие умения: выявление своих проблем в отношениях с людьми; построение прогноза динамики этих противоречий; постановка целей, достижение которых обеспечит решение проблемы; выбор адекватных средств и умение реализовать их в практике общения; выработка новых, соответствующих ситуации, критериев оценки успешности взаимодействия с людьми; контроль за процессом успешности взаимодействия; в случае необходимости создавать модель нравственной ситуации и осуществлять соответствующую коррекцию. Духовно-нравственная ситуация включает в процедуру морального решения такую ситуацию, которая не дает достаточной информации для принятия решения и требует максимальной скорости в предпочтении какого-либо варианта поступка. Своеобразно аккумулируя духовно-нравственный опыт человека, интуиция как бы «замещает» отсутствующую возможность взвесить все «за» и «против» в отношении каждого из вариантов поступка.

Ситуативный анализ составляет основу педагогически грамотного анализа поступков. Исследуя средства повышения эффективности воздействия в общении, можно понять природу конгруэнтного и неконгруэнтного поведения личности: приспособления – система приемов (мимических, речевых, психологических): одобрение, совет, недовольство, намек, просьба, осуждение, юмор, насмешка, приказ, доверие, пожелание и пр. (до 160 видов); пристройки или достройки – приспособление своего тела, интонации и стиля общения к другому человеку; усиление воздействия с помощью повышения голоса в начале фразы по сравнению с предыдущей; смена способов словесного воздействия: переход от сложного к простому; рельефное выделение фраз; резкая смена способов воздействия [31, с. 499]. При первой встрече с человеком мы доверяем: на 7% вербальным сигналам; на 38% паралингвистическим сигналам; на 55% невербальным сигналам (Альберт Меграбян).

Следующим этапом проведения работы является ознакомление с приемами «позитивного отношения к людям»: человек должен отдавать себе отчет в том, чем он может быть интересен людям, что он для них делает; никогда не подходить к человеку, с позиций что в нем больше плохого, чем хорошего; общение, взаимодействие людей должны быть активными, должны проявляться не только в словах, в созерцательном отношении к действительности, но и в реальной действительности; необходимо, чтобы человек умел правильно раскрыть подтекст поведения другого, т.е. то, что этот другой хотел бы сказать своим поведением. Для закрепления навыка используются различные упражнения (например: «информированный диалог», который включает постановку различных вопросов – открытые, закрытые, полуоткрытые вопросы, что способствует более глубокому познанию собеседника, уменьшает дистанцию в общении, снижает негативизм) [22].

Одно из основных чувств – любовь, которое многогранно в своих проявлениях. Содержание духовных чувств проявляется в заботе, во внимании к тем, кто рядом. В.П. Зинченко предлагает трехслойную структуру сознания, где в духовном слое в качестве субъективной составляющей рассматривается «Я» в его различных модификациях и ипостасях, а в качестве объективной составляющей – «ТЫ», который может формироваться всю жизнь. Направленности человеческих отношений к миру предшествует «взращивание» человеческого отношения к человеку. Высказывается предположение, что переживание от контакта с другим человеком, по-видимому, является генетически исходной формой восприятия человека человеком [11].

Из сказанного следует, что «взращивание человеческого отношения к человеку» начинается с «всматривания, вчувствования» в другого, сопровождается постоянной рефлексией и заканчивается практическими действиями по осуществлению результативных контактов с другими. Условием «работы» духовного общения являются психологические механизмы сопереживания, общительности, взаимопонимания. Духовное общение может выступать как условие формирования духовных ценностей, где духовно богатая личность в своем общении стремится понимать, принимать и вмещать в себя других людей с их духовным содержанием. Важная роль в работе уделяется пониманию в процессе свободного диалога. Понимание носит активно-диалогический характер, где смысл порождается в совместной деятельности и общении с другим человеком, (например: сведение сложного к простому, вычленение базовой идеи и чувств; налаживание отношений содействия, сотрудничества, сопереживания психолога между двумя субъектами; постановка вопросов такого уровня неопределенности, который бы стимулировал «естественные» процессы расширения смыслового поля; приемы «выращивания смыслов» как повторение основной мысли, интерпретация сказанного, использование вопросов на уточнение, углубление смысла, выдвижение гипотез о смысле сказанного). Свободный диалог – способность развивать критический ум, обосновывать свой выбор. Выбор является высокой духовно-нравственной добродетелью, когда становится сознательным, с проявлением активности в ситуации. Стремление личности выйти из ситуации окрепшим, способствует переходу на новую ступень зрелости личности.

Формирование позитивного отношения к себе

В период зрелости характерной чертой становится наиболее активное развитие духовно-нравственных, эстетических чувств, становление и стабилизация характера, овладение полным комплексом социальных ролей взрослого человека. Повышается интерес к моральным потребностям (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.). «Идеальное Я» еще не выверено и может быть случайным, а «реальное Я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это может вызвать внутреннюю неуверенность в себе, агрессивность, развязность, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности, выбор отрицательных образов для подражания, отказ от самоопределения, избежание тесных межличностных отношений, размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен, размывание продуктивных творческих способностей [12].

Главный акцент в ходе работы делается на освоение представлений о личности, ее социальной активности, свободе; на познание самого себя; на овладение новыми поведенческими навыками позитивного отношения, развития определенных психологических реакций [29]. Могущество внушения и реакция толпы могут определить эмоции, выбор, поступок молодого человека, даже если он имеет определенное мировоззрение и частное мнение по поводу конкретного социального явления. Совершенное по внушению и осознанное как несамостоятельность может привести к разочарованию в себе как к личности. Следствием может стать позиция отчуждения. Преодолевая психологические, нравственные и социальные проблемы в ходе тренинга личностного развития происходит осознание личностной ответственности за смысложизненную ориентацию в обществе. Лишь свободный человек, имеющий сложившиеся ценностные ориентации, может превозмочь технологии манипуляции сознанием, механизмы подражания большинству и не допустить конформные и негативные формы поведения.

Анализ ситуации, поведенческих реакций в ходе упражнений, заданий позволяет отстраниться, превратить неприятную ситуацию в исследовательский случай. Алгоритм помогает преобразовать драму в проблему, а проблему – в задачу. Поиск новых решений, неалгоритмированность, свобода творчества позволяют облегчить множество трудных жизненных ситуаций. Приобретенные навыки способствуют закреплению твердо усвоенных паттернов поведения, отрепетированию способов действия, полезных в ситуациях противостояния чужому влиянию. Важным компонентом работы является рефлексия, которая способствует лучшему пониманию себя, своих возможностей и своих чувственных струн. Рефлексии, как совместной деятельности по анализу изучаемых проблем, придавалась особая значимость. Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад, отражение) – самоанализ, осмысление, оценка предпосылок условий собственной деятельности и внутренней жизни [19, с. 340]. Благодаря рефлексии отрабатывался образ самосознания других и себя, проводились сравнения позиций. Выбор – это результат сложной рефлексивной деятельности, заканчивающийся выводами [8, с. 11].

Навыки формирования позитивного отношения к себе приобретаются с помощью методов: ролевые игры; групповая дискуссия; упражнения; индивидуальная работа над заданием. Задачами решения данной проблемы были:
1. Освоение понятий «формы взаимодействия манипулирования».
2. Исследование манипуляции как скрытой силовой борьбы, в которой происходит подготовка к целям манипулятора.
3. Выявление собственных «слабых сторон», обуславливающих подверженность манипуляции.
4. Отработка алгоритма преодоления манипуляции, противостояния с помощью методов: контраргументация (сознательный аргументированный ответ на попытку убеждения, оспаривающий доводы инициатора взаимодействия); психологическая самооборона (применение речевых форм, интонации, позволяющих выиграть время для обдумывания дальнейших шагов в ситуации деструктивной критики, принуждения или манипуляции); информационный диалог (прояснение собственной позиции и партнера путем обмена вопросами и ответами, сообщениями и предложениями); конструктивная критика (представленное фактами обсуждение целей, действий инициатора воздействия и обоснование их несоответствия целям, условиям и требованиям адресата); конфронтация (открытое и последовательное противопоставление адресатам своей позиции и своих требований инициатору воздействия); энергетическая мобилизация (намеренная активизация факторов, производящих, питающих, восстанавливающих и усиливающих индивидуальную энергию; в частности, преобразование любых отрицательных или амбивалентных эмоций в гнев); творчество (создание нового, пренебрегающего влиянием образца, примера или моды, либо преодолевающего его); уклонение (стремление избегать любых форм взаимодействия с инициатором воздействия, в том числе случайных личных встреч и столкновений); отказ (выражение адресатом своего несогласия выполнить просьбу инициатора воздействия) [26].

Приемы работы строятся на основе разъяснения основ влияния, исследование причин попадание под деструктивное влияние где изучались:
1. Классификации видов влияния, таких, как аргументация (высказывание и обсуждение доводов); самопродвижение (объявление своих целей и сведений о своей компетенции); манипуляция (скрытое побуждение для достижения своих целей); внушение – психологическое воздействие, отличающееся сниженной аргументацией, принимается при сниженной степени осознанности и критичности, т.к. в психику внушаемого вводится установка. Виды внушения: преднамеренное и непреднамеренное, положительное и отрицательное, прямое и косвенное; заражение (передача своего состояния); пробуждение импульса к подражанию (способность вызывать стремление быть подобным себе); формирование благосклонности (привлечение к себе внимания как незаурядности); просьба (обращение для удовлетворения своих потребностей); игнорирование (умышленное невнимание по отношению к партнеру); принуждение (приневоливание человека к выполнению действий); нападение (внезапная атака на личность).
2. Формы операции нападения: деструктивная критика; деструктивные констатации (факты); деструктивные советы [26, с. 42].

В ходе работы применяются различные виды упражнений (например, «вызвать эмоции у субъекта общения» на основе использования «поведенческих стоек» (В. Сатир), что способствует выработке конгруэнтности в поведении, осознание форм манипуляции сознанием [7]. Предложенные варианты: вызвать жалость; агрессию; любопытство; скуку; самодовольство и т.д. Осознание посредством мониторинга эмоций: резкий всплеск, дисбаланс, повторяемость, «странность» эмоций) [25]. Изучаются приемы противостояния манипулированию с помощью усвоения форм взаимодействия. Актуализатор воспринимает жизнь как процесс роста, и те или иные поражения или неудачи воспринимает философски, спокойно, как временные трудности, анализируя которые можно извлечь ценные для себя уроки. Он может ошибиться, но способен исправить свои ошибки, готов оказать помощь, когда нужно, и способен к совместной творческой работе.

Противостояние манипулятору: открыто поставить вопрос о манипуляции; определить цели, намерения и средства «манипулятора»; иметь твердую позицию, стараться быть внутренне направленной личностью, способной самостоятельно решать собственные проблемы; коммуникативное творчество, применяемое индивидуально во взаимодействии с «манипулятором», требует коммуникативные умения – умение быстро и правильно ориентироваться в условиях общения – умение правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения – нахождение адекватных средств для передачи этого сообщения – способность обеспечить обратную связь.

Непосредственное и опосредованное общение в процессе работы способствует становлению внутриличностного общения, развитию личности, способностей к самостоятельному выбору. Развитие внутриличностного общения позволяет создать внутреннюю независимость от среды, то есть обеспечивает активность субъекта как приоритетное начало. Оно развивается посредством функций, что приводит к самоотношению, самоактуализации личности: перцептивная функция (восприятие себя, самоанализ); интерактивная (моделирование взаимодействия в социальной среде); коммуникативная функция (внутренний диалог, новое знание о себе).

Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности с помощью внутриличностного общения. Оно осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе таких приемов, как самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества); самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь); осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач); самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий) [14].

Стремление к саморазвитию, к самоактуализации, к пониманию и реализации смысла жизни является потребностью, потенциально присущей каждому человеку, но часто не реализованной в деятельности жизни личности. Формирование позитивного отношения к себе с помощью перечисленных стремлений личности ведет к личностному развитию.

Общение в форме диалога является универсальным «языком» человека в решении своих проблем в отношениях с этим миром, другими людьми, с самим собой. Позитивная направленность в системе отношений является одним из важным спасительным средством, которое поможет личности справиться с острыми проблемами настоящего времени.

Литература

  • 1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 365 с.
  • 2. Бахтин М.М. Автор и герой, к философским основам гуманитарных наук. – СПб.: Азбука, 1999. – С. 335.
  • 3. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. – Почаев: Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2001. – 1376 с.
  • 4. Вахронов Е.Е. Психологические особенности самоактуализации подростков с отклоняющимся поведением: Дис. … канд. психол. наук. – М., 2003.
  • 5. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М.: Смысл, 1991.
  • 6. Гулеев А.А. Проблема духовности в русской религиозной философии: Дис. … канд. филос. наук. – Пермь, 1997.
  • 7. Гриндер Д., Бэндлер Р., Сатир В. Семейная терапия. – Воронеж, 1993. – 150 с.
  • 8. Дембицкая О.Ю. Психологические проблемы молодежного электората России: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – М., 2000.
  • 9. Евдокимов В.И., Марищук В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. – СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001.
  • 10. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. вузов. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997.
  • 11. Зинченко В.П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. – М.: Смысл, 1997.
  • 12. Иванова Е.А. Гендерные различия в проявлении агрессивности у детей подросткового возраста: Автореф. дис. … канд. психол. наук – Иркутск, 2002. – 21 с.
  • 13. Кирилина Т.Ю. К вопросу социальной типологии личности // Развитие духовности личности как основа возрождения России: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. – М.: Изд-во МГУЛ, 2000.
  • 14. Климентьева Н.Н. Самостоятельная деятельность как фактор духовного развития школьников с низкой обучаемостью (на примере работы в коррекционных классах): Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2000.
  • 15. Лобень Л.М. Отношение учителей и учащихся старших классов в образовательной школе (конъюнктивный и дизъюнктивный аспект): Автореф. … дис. канд. психол. наук. – СПб., 2004.
  • 16. Лосский В.И. Очерк мистического богословия восточной церкви. – М.: СЭИ, 1991. – 288 с.
  • 17. Махвиков А.Н. Руководство по телефону доверия / О диалоге М.М. Бахтина. – М.: Смысл, 2003.
  • 18. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избр. психол. тр. / Под. ред. А.А. Бодалева. – М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЕК, 1995.–(Психологи отечества). – 356 с.
  • 19. Психология: Словарь / Под. ред. А.В. Петровского, Н.Г. Ярошевского. –2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990.
  • 20. Психологический словарь / Под. ред. В.Н. Копорулиной, М.Н. Смирновой, Н.О. Гордеева и др. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003.
  • 21. Пономаренко В.А. Психологическая первозданность ума и души А.Н. Леонтьева // Мир психологии. – 2003. – № 2.
  • 22. Рейнуотер Д. Это в ваших силах (как стать собственным психоте­рапевтом). – М.: Москва-пресс, 1993. – 240 с.
  • 23. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия / Роджерс К., Дорфман Э., Хоббс Н., Гордон Т. – М.: Рекл-бук, Ваклер, 1997. – 317 с.
  • 24. Радович А. Основы православного воспитания. – Пермь: Панагия, 2000.
  • 25. Рудестам К. Групповая психотерапия. – М.: Москва-пресс, 1990. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб.: Речь, 2002. – 250 с.
  • 26. Словарь-справочник по психодиагностике / Под. ред. Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозова. – СПб.: Питер, 2003.
  • 27. Скворцова М.В. Самоактуализация и тревожность как факторы межличностных отношений студентов гуманитарных специальностей: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – Самара, 2004.
  • 28. Смитт М.Д. Тренинг уверенности в себе. – СПб.: Речь, 2000. – 245 с.
  • 29. Соловьев. В.С. Оправдание добра. – М.: Республика, 1996. – 480 с.
  • 30. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология: Учеб. пособие для вузов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 542 с.
  • 31. Узнадзе Д.Н. Психология установки. – СПб.: Питер, 2001.
  • 32. Ухтомский А.А. Интуиция совести. – СПб.: Петербургский писатель, 1996.
  • 33. Флоровский Г. Из прошлого русской мысли. – М.: Аграф, 1998.
  • 34. Шостром Э. Человеческий выбор – манипуляция или актуализация / Под. ред. Р.Р. Кашапова. – М.: АСТ-Пресс, 1995.
  • 35. Юркевич П.Д. Философские произведения. – М.: Наука, 1990.