Божий промысел в болезни
Православный семейный психолог

Божий промысел в болезни


Священник Владимир (Аксенов)

Божий промысел в болезни

Передовые технологии в медицине в конце ХХ века позволили рассматривать телесную природу человека на молекулярном уровне. Расшифровка генома человека позволила обнаружить наследственную предрасположенность ко многим заболеваниям. Изучение физиологии и патофизиологии человека позволили предвидеть те или иные грядущие осложнения тех или иных заболеваний. И, наконец, накопленный терапевтический опыт за многие годы существования медицинской науки также согласуется с полученными новыми данными. Все это определило мотивацию прогностических тенденций в медицине.

Прогноз это взгляд в будущее, то есть в некотором роде пророчество. Православная церковь имеет опыт пророческого служения, но этот опыт никогда не основывался на знании, но всегда был Откровением. Откровение же доступно людям, носителям благодати Святаго Духа, который есть Истинный Бог, всеведающий и всесодержащий, то есть имеющий абсолютную полноту знаний. Он один ведает прошлое, настоящее и будущее. Знание, в данном случае, приобретая второстепенное значение и не только научных законов, но и законов духовной жизни. Все определяет Божье благоволение к тому или иному праведнику. «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11:27). В данном случае знать Отца, это значит не столько постичь Творца, по существу, ибо он непознаваем во всей полноте, но знать Его Промысл о мире вообще и о конкретном человеке в частности. Как и св. муч. Трифон ответил на суде мучителю Аквелину: «Судьбы же несть у нас, зане веруем, яко вся Промыслом Божьим бывают». [1, Икос 8.]. В свою очередь «Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благодати Божьей, которым Бог сохраняет бытие и силы твари, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям» [2, с..61].

Рассматривая болезнь как зло, состоявшееся в результате удаления от добра, /то есть грех/ нужно предвидеть два пути выхода из создавшегося положения:

а) Господь, промышляя о человеке, может исправлять его состояние болезни и обращать к добрым последствиям с помощью медицинской науки, опирающейся на изученные ею законы мироздания, то есть, естественнонаучные законы. Главный из них – это закон причинно-следственных связей. Подтверждением избрания Богом данного пути является изначально благоприятный медицинский прогноз, то есть дающий надежду на выздоровление медико-терапевтическим путем.

б) Но иногда Господь пресекает зло /болезнь/, действуя вопреки естественнонаучным знаниям, показуя чудо. В этом проявляется Ему одному присущее «право» так поступать как законодателя. Сам определил закон естества, Сам и нарушил. Такое понимание всемогущества Божья находим у прп. Андрея Критского в его Великом Покаянном Каноне: «Бог идеже хощет, побеждает естества чин: творит бо, елико хощет.» [1, с.31]. Тогда вера человека /пациента или врача/ вступает в противоборство с пессимистическим прогнозом медицинской науки, опирающейся только на естественнонаучный закон. В таком случае задача православного пастыря заключается в том, чтобы укрепить веру нестойких членов Церкви словами св. ап. Павла, адресованными св. ап. Тимофею: «Храни преданное тебе, отвращаясь негодных пустословий и прекословий лжеименного знания, которому, предавшись, некоторые уклонились от веры». (1 Тим. 6:20-21).

В последнем случае прогностическая медицина выступает как реакционная сила, противоборствующая благим целям Божьего Промысла, и является бастионом лжеименитого знания. Лжеименитого оттого, что незаслуженно возвеличено. Исходя из содержания предыдущей главы, можно утверждать, что достоверность медицинского прогноза никогда не будет 100%, ибо закон причинно-следственных отношений действителен лишь над телесной природой человека. Она, в свою очередь, составляет 1/3 часть всей человеческой природы. Поэтому произвольно определим достоверность всех медицинских прогнозов не более 33 %. Но кто-то возразит, что в действительности эта цифра гораздо больше и подтвердит свое возражение фактами из практической медицины. На это отвечу: «Степень достоверности медицинского прогноза прямо пропорциональна доле плотских желаний в общем количестве забот и потребностей каждой конкретной человеческой личности, /т.е. пациента/». Чем приземленней человек, тем более подвержен закону причинно-следствий. И не случайно ныне прогностическая медицина переживает подъем своего авторитета, как показателя духовно-нравственной деградации современного общества. Поэтому нет нашей цели ее упразднить совсем, но лишь разоблачить ее лжеименитость и определить ей место «поскромней».

Литература

  • 1. Критский Андрей прп.. Великий Канон с толкованием. - М.: Благо. 2004. - 427 с.
  • 2. Олег (Довыденков) иерей. Догматическое Богословие. - М.: ПСТБИ. 1997. Ч.3.