Православный семейный психолог


Священник Владимир (Аксенов)

Природа человека

Природа человека согласно учению святых отцов нашей церкви имеет три составляющие - это дух, душу и тело. Еще в посланиях св. апостола Павла мы находим на то указания: "Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные" (Евр. 4:12). И в другом месте читаем: "Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте и ваш дух и душа и тело во всей целостности да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисусу Христа" (1 Фес.5:23). Этого же придерживаются и святые отцы церкви.

Трехсоставность человека проявляется в том, что и жизнь каждого человека в роде своей деятельности имеет три основных направления: то есть удовлетворение телесных потребностей, потребностей души и потребностей духа. От того можно сказать, что человек живет тремя жизнями одновременно: телесной, душевной и духовной. Трехсоставность человеческого бытия изложена прот. Серафимом Слободским со ссылкой на некоего архм. Аверкия и его работу "Душевность и духовность" /Мюнхен 1949 г./.

Тело

"Потребности тела многоразличны, но в общем все они сводятся к удовлетворению двух основных инстинктов:
1) инстинкта самосохранения,
2) инстинкта продолжения рода.

Оба эти инстинкта вложены Творцом в телесную природу всякого живого существа с вполне понятной и разумной целью - дабы это живое существо не погибло и не уничтожилось бы бесследно..." [2, с.125]. Для исполнения возложенной на инстинкты задачи телесность человека оснащена пятью органами чувств: зрением, слухом, обонянием, вкусом и осязанием. В телесной природе человека с каждым чувством сопряжено несколько органов и систем, которые на языке медицинских терминов называются "анализаторами": слуховой анализатор, зрительный анализатор и т.д. Через эти анализаторы тело человека вступает в более или менее гармоничные отношения с окружающим его материальным миром и подпадает под действие его законов. Это закон сохранения вещества и связанный с ним круговорот веществ в природе. Тело человека не возникает из ничего и не исчезает бесследно, исполняя вышеуказанный закон. Оно отрождается от родителей в широком смысле и за счет заключенных в генах родственных связей имеет широкую органическую природу, связанную со многими поколениями предков, что определяет его индивидуальность даже в биологическом плане. Оттого дитя не является результатом "математического" сложения "мама плюс папа", а, значит, не является их личной собственностью с момента зачатия. Генетический код каждого человека сугубо индивидуален и заключает в себе такое множество признаков, которое наводит на сомнение в том, что все это многообразие должно служить лишь двум указанным инстинктам. Уже в телесной природе человека заложен огромный потенциал, не вмещающийся в рамки одних только его телесных потребностей. Однако первый миг по рождении своем человек определяет криком, как способом реализации инстинкта самосохранения. Криком младенец сигнализирует об опасности от голода, холода, грубого прикосновения, яркого света, громкого звука и т.д. Но уже к первому году жизни прослеживается развитие интересов познавательных, которые широко выходят за пределы гастрономических рамок. Хотя младенец все тянет в рот, это не означает, что он судит лишь по признаку "съедобно - несъедобно". Также принцип "свой - чужой" уступает место общему познавательному интересу, перед которым раскрывается красота окружающего мира. И эту красоту ребенок познает посредством пяти названных чувств как через "окна". Дитя занято цветком или бабочкой, не рассматривая их как предмет питания или предмет опасности, но выражая свое отношение к ним по другим уже не телесным, но душевным признакам.

Так, уже в раннем возрасте у человека к его телесной жизни присоединяется жизнь души, с ее особенными иного ранга потребностями.

Душа

"Душа дана Богом как оживотворяющее начало для того, чтобы управлять телом. Иначе сказать, душа есть жизненная сила человека и каждого существа". [2, с.126]. Что определим основным действующим началом души? Эмоции. Они делятся на два порядка: положительные и отрицательные. Положительные эмоции - это разряд радостей, удовольствий, наслаждений. Отрицательные эмоции - это разряд огорчений, гнева, боли. Посредством все тех же пяти чувств душа имеет крепкие связи с телом, однако эти же чувства могут воспринимать эквиваленты возвышенных переживаний: вдохновения, озарения, и т.д. Применительно к человеческой душе можно выделить три разновидности ее движений: мысли, чувства и желания. Мысли имеют вместилище в нашем теле органического происхождения - это мозг. Чувства косвенным образом сопряжены с сердцем. Желаниями человека руководит воля, не имеющая для себя органа вместилища в нашем теле. Эти качества души наглядно определяют ее связующий характер между грубой телесностью человека и бестелесным его духом.

"Таким образом, душа и тело тесно связаны друг с другом. Тело с помощью органов внешних чувств, дает те или иные впечатления душе, а душа, в зависимости от этого, так или иначе управляет телом, руководит его деятельностью. Ввиду такой связи души с телом эту жизнь не редко называют общим термином: "Жизнь душевно-телесная". [2, с.126]. Однако, промежуточное положение души обеспечивает ей определенную подвижность. Она подобно флюгеру может свободно менять направление своих стремлений и устанавливать связь с бестелесной составляющей природы человека с духом, раскрывая иную жизнь в человеке "душевно-духовную", которая существенно игнорирует телесные потребности и заглушает инстинкты животного происхождения: самосохранения и продолжения рода.

Итак, через известные пять органов чувств душа может за счет своей подвижности осуществлять стремления в двух основных направлениях:
1) к духу:
- взирая на святые иконы и величественные своды храма
- слыша умилительное молитвенное пение
- обоняя благоухание ладана и святых мощей
- осязая в лобызание святый крест и другие святыни
- вкушая антидор и просфору, в ней возбуждаются возвышенные чувства, которые рождают соответствующие мысли, а те вместе с чувствами формируют под стать желания, дающие определенные направления воле, следуя которой, душа соединяется с духом и подчиняется ему с определенным ущербом для телесности человека.
2) к телу:
- взирая на бесстыдные картины, яркие и возбуждающие,
- слыша любострастные мотивы мирских песен,
- обоняя, под стать телесным наслаждениям, запахи,
- осязая предметы интереса начинающихся вожделений,
- вкушая сластолюбивой и изысканной трапезы, душа приобретает соответствующие чувства, мысли и желания, которые дают иное направление воли, соединяет душу с телом и подчиняет ему в ущерб духу.

Дух

""Дух", говорит еп. Феофан, "как сила от Бога исшедшая ведает Бога, ищет Бога, и в Нем Одном находит покой. Неким духовным сокровенным чутьем, удовлетворяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует свою полную зависимость от Него и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить для Него и Им".

Дух в человеке проявляется в трех видах:
1) страх Божий,
2) совесть,
3) жажда Бога". [2, с. 127].

Страх Божий - это скорее трепет перед величием Творца, чем животный страх, заключенный в инстинкте самосохранения, и более похож, на стремление ни на минуту не оскорбить Бога, чтобы не потерять его расположение к себе. Основой страха Божья является любовь, приятная своим присутствием, но не обещающая это присутствие сделать постоянным. Страх Божий сродни страху потерять что-либо, и это чувство может быть известно в какой-то мере и душе.

Совесть - голос Божий в человеке, подсказывающий то, посредством чего можно потерять или обрести любовь и снисхождение Божье. Совесть есть суфлер морали, наш внутренний судья. Она нас наказывает угрызением при не должном положении дел и вознаграждает утешением, когда мы исправляемся. Совесть руководствуется заповедями Божьими или нравственным внутренним законом. Подпитывается же она страхом Божьим.

Жажда Бога - неукротимое стремление духа к своему Отечеству Небесному. Это чувство сродни эмигрантской тоске по Родине. Никакой телесный комфорт, никакие развлечения души не удовлетворят этого желания. Неправильная духовная жизнь человека направляется на удовлетворение телесных нужд и низменных потребностей души. Она пытается обманом напитать дух телесной пищей, словно падалью накормить сокола, злоупотребляя его голодным состоянием. Но дух верен Богу до конца. Не взирая на неистовство телесной природы, порабощенной грехом он отвергает все неподходящее ему и о Своем томится. Это неудовлетворимое ничем, кроме Бога свойство духа Господь вселил в природу человека как некий оберег. И он оберегает человека, изведенного из животного мира творческой силой Божьей, от возвращения обратно в этот мир в процессе поиска телесного комфорта и душевного покоя. Именно этого комфорта и покоя сегодня ищет поврежденная грехом природа человека.

В итоге всего сказанного сделаем следующее заключение. Природа человека трехчастна, но границы в ней размыты, потому различаем пять направлений жизненных стремлений в человеке, сосуществующих одновременно.
1) Телесность: ем, пью, одеваюсь, размножаюсь и т.д.
2) Телесно-душевность: разнообразие в пище /кулинария/, в одежде /мода/, и т.д.
3) Душевность: дизайн и оформление окружающей обстановки, этикет общения и т.д.
4) Душевно-духовность: все свойственное п. 3 с идеей "вечных ценностей".
5) Духовность: удовлетворенное или неудовлетворенное желание быть всегда с Богом.

Между этими стремлениями нет равенства. Всегда какое-то лидирует. От этого природа современного человека переменчива, трудна для восприятия. Медицинская наука не способна воздействовать на всю природу человека и не должна на это претендовать. При самых благоприятных ее /науки/ состояниях ей не подняться выше п. 4. Равномерно распределяя свои силы на всех четырех подвластных ей направлениях, она творит человеку благо. Сосредотачиваясь лишь на п.1, или на первых двух, она в природе человека провоцирует крен, которым отдаляет его от Бога и вводит в пагубу.

Литература

  • Серафим (Слобоцкой), протоиерей. Закон Божий., - М.: Свято-Троице Сергиевой Лавры. 1994.
  • Серов И.В. Практикум по акушерству. - М.: Медицина. 1997.