Православный семейный психолог


ХРИСТИАНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Л.В. Киржанова

"Телефон Доверия" - православная линия

ОТ АВТОРА

Мы устаем в жизни от поучений, приказов. Многие люди знают, как поступить правильно, что сделать, чтоб справиться с жизненными противоречивыми ситуациями. И, тем не менее, ропот, отчаянье, уныние сопровождают личность в ее исканиях и не позволяют духовно окрепнуть. Взаимодействие православного психолога с личностью - это Диалог. В нем отсутствует давление на личность, оценки ее образа жизни, осуждение. В Диалоге два человека разговаривают с Совестью, которая может "болеть", "огрубеть", иметь "тихий голос". Это "орган" познания себя и Бога.

Пятнадцатилетний опыт работы в Вузе со студентами, четырехлетний на "телефоне - Доверия" позволяют взглянуть на многие социальные проблемы нашего общества с разных сторон.

РАЗГОВОР С СЕМЬЕЙ

В консультационную службу "Телефона Доверия" на православную линию обращаются множество людей. Каждый хочет поделиться своим горем. Беда в дом приходит неожиданно, но корни предшествующие страданию проросли уже давно. Кто виноват что так получилось? Поиск виноватого будет утомителен, т.к. сразу вспомнятся все не прощенные обиды, появится гневливость, усталость от прошлых мук. Несение ноши становится обременительно. Хочется, чтоб кто-то оказался рядом, помог, взял тяготы на себя. А если этого не происходит, то сыпется брань оскорблений и все начинается заново. Круг невротических переживаний замкнулся на каждом члене семьи. А ведь когда-то мы были счастливы, вспоминают люди. Но это прошлое, а то, что есть сейчас очень обременительно, тяготит, хочется побыстрей от этого избавиться. А когда торопишь время и близких, то неминуем эмоциональный накал страстей в доме. Ведь быстрота требует решительности, а страх и тревога удовлетворения. Появляется нескончаемый гнев, волна криков, обвинений, что окружающие портят жизнь, заставляя страдать. А страдания очищают, углубляют в духовных познаниях себя и окружающих. Но страдать не хочется. "Если и мне плохо, так пусть будет плохо и другим". Гнев это такая страсть, которая не поддается рассудку. Он увеличивается прогрессивно от наших пересказов текстовых форм происшедших событий другим людям. Они, слушающие люди, конечно, принимают сторону того, кто просит сочувствия и понимания. Саможаление может надолго затянуть кровоточащую рану "свинцовым рубцом" и тогда вернутся к первоисточнику начавшихся страданий становится очень затруднительным. Что порою гнев творит в наших жизнях! Масштаб бывает катастрофичным.

Но вернемся к пострадавшей семье. Ведь не все бывает однозначным. Было бы легко определив диагноз минувших страданий назначить определенную "пилюлю" и все бы прошло.

Каждая семья имеет свой путь развития. И если при собеседовании выявляются какие-то закономерности, предсказуемость побудившие такой ход событий, то это еще не значит что так оно может быть в каждом исследуемом случае. Мы все разные, и это замечательно. А иначе жизнь была серой и скучна. У нас и так достаточно приобретенных форм стереотипного реагирования на определенные события, что стирает грани нашей индивидуальности.

В процессе диалога с человеком, который обратился за помощью, выясняется территория его страдания. Это ложные установки, приобретенные с детства, или навязанные производителями рекламируемой продукции. Это домыслы, по отношению к близкому человеку, так называемые "чтение мыслей". Это смена родовых ролей в функциональном проявлении членов семьи, например, когда главой семьи становится мама, а папа играет второстепенную роль, т.е. может быть роль "громоотвода". Это усредненность статусных ролей, не проявление своего профессионального потенциала. Это эмоциональная зависимость от родителей в принятии стратегических решений. Это в конечном итоге внутренняя неудовлетворенность, называемая "экзистенциональным вакуумом", что связано с ответом на вопросы смыслового характера о своем существовании на Земле. Список может быть длинным, и на каждом из пунктов можно остановиться и начать Диалог с человеком, подводя его к осмыслению продуктивных действий своего поведения.

Не всегда предписываемые рекомендации психолога могут быть услышаны. Этому могут мешать ряд обстоятельств. Но в основном распространенным является то, что человеку трудно справиться с внутренними противоречиями за короткий срок и он остается во внутреннем диалоге на длительное время, продолжая разговаривать с самим собой. Психолог нужен как посредник, слушающий и сочувствующий. Но в этой роли может выступать и соседка и подруга, близкий круг знакомых. Как вовремя прервать нескончаемый диалог с самим с собой, который представлен рядом психологических защитных механизмов, излишним самооправданием. Ведь тут тоже есть грань между тем, что человек нуждается в поддержке, любви и тем, что нужно перейти на конкретные действия, поиск выхода из сложившийся ситуации. Остановить человека очень трудно. Невротических круг кажется неразрывным.

Существенной помощью являются уточняющие вопросы. Их надо задавать так, чтоб человек рассказывая о своей трудной ситуации, уточнял в своем сознании прошедшие факты и приближался в своем умозаключении к выводам. Это похоже на решение ребуса, трудной задачки, где заданы условия и ответ уже есть, но не найдено решение. Стратегическое планирование решаемых действий должно проходить плавно, с определенными остановками, заполненными чувственной и эмоциональной окраской. Понять сразу сущность происходящего очень сложно, если условия задачи будут не верными. Т.е. хотелось бы здесь сказать о том, что правильное обозначение проблемы есть уже 50% решение этой проблемы в сознании человека.

ПЕРЕРОЖДЕНИЕ НЕГАТИВА В ПОЗИТИВ

Разве можно изменить личность, тем более за короткий срок? Человек хочет, чтоб мир вокруг него поменялся, люди стали другими. Он ропщет, что именно у него самые трудные обстоятельства. Они кажутся не решаемыми, утомляющими, мешающими жить "с полной грудью". Хорошим коррекционным приемом бывает приводимое сравнение, что могло бы быть еще хуже, посмотрите, а ведь у других еще гораздо сложнее ситуация. Но не всегда "ложное" превосходство, хоть даже в страданиях бывает эффективным. Ведь это не дает личностного развития, а способствует тщеславию. "Другим плохо, а мне хоть немного лучше" - скажет он. Разве от этого можно быть счастливым? Этим приемом очень часто пользуются люди, занимающиеся оккультными науками (знахари, экстрасенсы, парапсихологи и др.). Очень легко отправив порчу, сглаз тому, кто тебе не приятен и потом испытать облегчение. Или услышать от оккультного деятеля, что на тебе наговор, тогда легко найти виноватых в среде своих близких. Но так душа от страстей не очищается, гневливость остается и разрастается в душе. А "проекция" (перевод страха, негативного отношения на другую личность) как психологическая форма защиты снижает уровень активности, деятельности в личностном развитии.

В процессе консультации с личностью хочется понять ее механизм очищения от негативных переживаний, разрушающих форм поведения. Чтобы осознать присутствующий негатив личности в диалоге необходимо сопутствующее сопереживание. Очень часто на этом этапе человек соскальзывает опять на волну упреков к своим близким из семьи.

Подвести человека к внутреннему стержню будет затруднительным по ряду обстоятельств. Во-первых эмоциональный фон негатива присутствует постоянно. Во-вторых когнитивная сфера информационно перегружена. Если начать работать сразу с негативом, то проекцией может стать негатив по отношению к психологу. Тогда дальнейший диалог будет носить характер взаимных оправданий. В этом случае придется территорию личностного взаимодействия отдалять, выводя ее на общественный или социальный уровень. Что приведет к тому, что грань личностного доверия может потеряться.

Личность нуждается в снижении уровня тревожности, страха перед неизвестностью. Идет запрос на определенность, стабильность. Но это надо использовать опять таки не для того чтобы успокоить, что все будет хорошо и вас ждет безоблачное будущее. Необходимо вовремя подвести человека к его территории где он одинок, где стоит на грани со своей Совестью. Именно здесь присутствует диалог внутренний, приближающий нас к природе Творца. Созерцание божественного в себе, целомудрия и чистоты дает определенные силы. Но они могут быть растрачены если произойдет возврат в прошлые стереотипные формы познания себя. Эту ниточку граничащую с Совестью, с божественным в себе очень легко оборвать. Молитва - вот что укрепляет эти грани, делает их проходимыми к самой сердцевине, ядру личности.

В процессе диалога с личностью будет уместным упомянуть о том, что в нашей культуре люди придерживались определенных обрядов, действий способствующих телесному, душевному, духовному очищению. Если человек не воцерковленный в полной мере, а только крещенный, то, конечно эти обряды чаще всего ему не известны. Они забываются, даже если когда-то были проговорены вслух православными людьми. Приблизится к решительному действию, таинства исповеди бывает очень затруднительно. Мешает множество обстоятельств, которые кажутся такими важными. А в действительности грех не пускает. Но как объяснить это человеку, которого "православным христианином" практически назвать сложно.

В период скорбей и страданий человек готов зацепиться за любую соломинку, лишь бы облегчить душевную боль. Было бы очень опасным в этот момент оказывать излишнее давление на подсознание человека, приводя его к вере, настойчиво говоря, что это является вашим единственным спасением. Так можно уподобиться железному лому, который несгибаем не при каких обстоятельствах. Человек не приемлет давления, тем более что он обращается за помощью, потому что сам испытал на себе определенное давление, которое его стало разрушать. Что же делать? Оставить человека в неведенье, пусть разберется сам, когда придет время? Но есть запрос, и он связан с повреждением целостной системы человека, где задействованы дух, душа и тело. Первичным является в этой системе дух человека. Каким содержательным составляющим он наполнен, это и будет определять вектор развития личности.

Оболочка и ядро человека несоизмеримо меняются в зависимости от того, насколько личность готова расширять свое пространство взаимодействия с окружающими. Вектором в этом взаимодействии должно быть не потребительское отношение, которое наоборот начнет сужать расстояние между ядром и оболочкой личности, а созидательное отношение. В процессе консультации выйти на уровень диалога с человеком удается не сразу, т.к. нужно кардинально поменять концепцию развития. Это духовный путь служения, где в основе заложена жертвенность как способность проявления любви. А предыдущим вектором жизненного познания была потребительская составляющая, которая нуждалась в постоянном подтверждении любви от окружающих. Переход от "потребительского" к "жертвенному" отношению формирует автономную духовную личность.

ПРОЗРЕНИЕ ГОЛОСА СОВЕСТИ

Теперь нам видны определяемые перспективы взаимного диалога, где личность и психолог взаимодействуют, балансируя на гранях нравственных законов вмещаемых в "совести". Конечно, человек скажет о том, что я живу здесь на Земле и проблемы мои носят характер душевных, плотских страданий. Давайте будем более земными, не надо так все усложнять. Но этот протест перед новым опытом, или хорошо забытым старым. Он вполне оправдан, ведь необходимо позволить себе задуматься о чем-то таком, что тебе еще не достаточно известно. Очень легко что-то отвергнуть, найдя этому определенные стереотипные названия. И тогда действительно придется останавливаться на душевном, а порой и на плотском уровне. Переход в духовные сферы сознания связан с болезненным состоянием прозрения "голоса совести". Это как рождение в муках. Хорошо если это рождение будет происходить в присутствии человека, который знаком с законами духовного, нравственного, религиозного развития. Облегчить эти муки можно взаимным пониманием, даже молитвой за этого человека. Но этого будет не вполне достаточно, если человек сам не будет следовать новому вектору развития, т.к. может сработать инерция, желание покоя и бездействия.

Для этого нужен позитивный опыт. Удачным может стать любой момент, в котором человек почувствует равновесие и сможет подняться выше над своими страстными желаниями. Действие Святого Духа нам неведомо. Но когда он проникает в душу человека, то в его духовном мире звучит прекрасная песня ангелов, которая умиротворяет, заполняет пустоты вакуума безбрежной тишиной. Мир преобразуется живыми красками, появляются новые чувства, которые уже не ранят душу. Они созерцают высоту полета, побуждая к творческим порывам. Так ломается несносный стереотип самооправданий, и нарушается диагональ невротического круга переживаний.

ОТГОРОЖЕННОСТЬ ОТ МИРА ПРИ ВНЕШНЕЙ СОЕДИНЕННОСТИ С НИМ

В начале духовного пути в сфере познания себя личность отдаленна от глубинного порога чувствительности, сострадания. Иначе бы та лавина чувств, что присутствует в окружающих, еще с большим бы влиянием проникала бы в глубины души.

В повседневной жизни люди редко позволяют себе жить в состоянии утонченного восприятия окружающих. Это ранит душу, приводит к страданию. Но и оставаться в "грубой материи" со временим становится бессмысленным. Грани удовлетворяющих и то и другое восприятие найти сложно, т.к. на балансировку чувств потребуется гораздо больше сил. Возможно, нужно с детства обучать ребенка умению утонченной чувствительности. Закрыться от окружающих очень легко. Никакое духовное, и целостное развитие будет невозможным, если личность будет отгорожена от мира, при внешней соединенности с ним.

Ложь и обман являются составляющими многих форм поведения. Достаточно одной фразы которую человек сам принял, даже поверил заранее, зная что она ложная. И все, диалог с совестью оборван, он становится тихим, а в последующих подобных действиях, он может практически исчезнуть. Потеря сопоставимого восприятия внешней реальности и соотнесения ее с внутренним восприятием приводит к одиночеству, пустоте. Можно поиграть с собой и с другими, например констатировать внешние события. Это конечно увлекательное занятие, но оно очень скоро может надоесть, если будет атрофироваться "орган Совести, чувствительности".

Совесть - эту тему не обошли своим вниманием классические психологи. Как много о ней писал К. Юнг, упоминал в своих исследованиях З. Фрейд, Э. Эриксон. Специалисты изучающие личность и социальную среду могут возразить, определив важную роль в развитии личности другим составляющим компонентам, например когнитивному, эмоциональному, поведенческому. И обозначить ведущую роль в развитии сенсорному восприятию на уровне визуальном, аудиальном, кинестетическом, и здесь искать причину искажения поступающей информации. Или же исследуя психические процессы личности определить, что роль памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия являются ведущими в развитии личности. Конечно, человек это целостная система, и вычленять что-то из этой системы и рассматривать это явление отдельно будет невежественным. Со-весть это есть сопричастность с Богом, "Чело" и "век", что значит целый век, в нем, в его внутреннем мире с Совестью, с Богом.

ПРОБУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

И все же мы возвращаемся к реальной помощи человеку в ту минуту, в которую он к нам обратился. Психологическая помощь может носить характер информационный, эмоционально-чувствительный, сопереживающий и эмпатийно-слушающий, побуждающий к действию в процессе рассуждений, открывающий завесу диалога с совестью. Каждая оказываемая помощь является достаточно уместной на определенном этапе консультирования, и развития личности.

Прежде чем столкнуться с новым явлением, личности необходимо первичное знакомство с тем, что по-настоящему произошло. Информация поступающая к нам из различных источников носит иногда достаточно противоречивый характер. Когнитивный диссонанс является определенным препятствием на пути первичного восприятия. Снижение уровня противоречий происходит по мере поступления дополнительной информации и ее уточнения или наоборот включается процесс отфильтровки ненужной, а порой неосознанной информации. Т.е. этот процесс достаточно хорошо известен, как сведение сложного к простому, а порой к обывательскому интерпретированию происходящего.

Процесс отфильтровки информации, ее систематизация и иерархизация наступает тогда, когда личность первостепенностью ставит логику и рассудок, а эмоции и чувства отодвигает в сторону. Конечно, очень много задач решается логическим путем, и решение будет верным и ответ совпадет. Рационализация сейчас в психологии приобрела значительный характер. Человек, таким образом, начинает хромать на одну ногу, становясь левополушарным. Когнитивная прослойка сознания включает в себя множество функций, помимо информатизации здесь участвуют процессы расширения круга способностей. С развитием когнитивных способностей происходит построение более сложных в смысловом контексте сознания представлений и убеждений, касающихся социальной, культурной, религиозной системы. Компонентами когнитивной зрелости являются обязанность, ответственность и автономность, способность справляться с противоречиями и неопределенностями своего жизненного опыта.

Что же касается эмоционально-чувственной помощи, то она рассчитана на правополушарное развитие. Мы знаем множество таких случаев, что когда человек является безграмотным, но развитие его личности достигает таких высот чувствительности, веры, необъятности любви что общение и встреча с этим человеком остается в нашем сердце на долгие года. Это какое-то глубинное познание себя и окружающих через призму чувств и переживаний.

Но если знаком чувственности будет не плюс, а минус, то тогда возникают огромные проблемы. Психологическая работа с негативными переживаниями очень сложна и утомительна. Здесь нужно выступать в роли трансформатора, переводящим отрицательные заряды в положительные. Понятно, что весь поток негативных чувств необходимо дозировать постепенно, расчленяя на единичные элементы, что бы была возможность их переработать. Возникает вопрос, ответ на который находится не сразу. Какие личностные затраты будет испытывать психолог, если нет достаточного эмоционально-положительного потенциала у него самого? Ответ кроется в поучениях Серафима Саровского: в стяжании Духа Святого, любви, благодати Божьей.

Эмоционально-чувствительное общение с личностью является очень эффективным, т.к. мы здесь соприкасаемся с первичными заповедями Иисуса Христа повествуемые в библии "Возлюбите друг друга, как я возлюбил вас". Ценность любви проявляется в самопожертвовании "самостью", добровольного принесения себя в жертву. Самоотрицание и самопожертвование являются сущностью любви. Понять глубину великого чувства дано не каждому, а испытать его хочет каждый человек. Основной запрос в консультационном общении поступает на то, как научиться любить и быть любимым.

Сколько сегодня психологической литературы находится на книжных прилавках, которые отвечают на этот вопрос, спекулируя эго сферой личности. Они призывают к взращиванию самости, ухода от жертвенности, поиску взаимоотношений на уровне "ты мне, а я тебе", что можно назвать потребительским отношением друг к другу. Ограничение в свободе жертвенности приводит к ограничению свободы личности. "Свободная любовь" это еще не есть свобода в любви, а скорее от нее зависимость. Подчинение страстям и похотям, в конечном счете, становится омерзительным, если запросом у личности по-прежнему остается поиск более высокой "жертвенной любви".

Психологическая помощь на уровне сопереживающего и эмпатийно- слушающего, включает в себя разносторонние приемы активного слушания, что связано с диалогом вопрошающим. Это знание несет в себе культуру задавания вопросов. Они могут быть открытого характера, которые не требуют конкретики в ответах, могут быть полузакрытого характера, что требует ответа уточняющего, раскрывающего сущность содержания, и конечно закрытого характера, что ограничивает отвечающего в форме ответа однозначности "да или нет". Этот вид психологической помощи ограничен оценочным суждением психолога. Т.к. любая оценка и интерпретация констатируемых явлений будет мешать личности достаточно раскрыть свои внутренние переживания. Остаточным явлением после данного вида общения будет недостаточность прояснения ситуации, что произошло в прошлом и имеется в настоящем. Но зато мы получим положительный результат снятия эмоционального напряжения, снижение уровня ситуативной тревожности.

Следующий вид помощи "побуждающий к действию в процессе рассуждений", связан с активностью личности. Любое действие лучше бездействия. Боязнь ошибки вляется тормозящим процессом в действии. Качество оказываемой помощи психологом будет гораздо выше, если привязка деятельности личности будет направлена к ценностно-смысловому стержню личности. Это категории нравственности и морального выбора. Так мы опять подошли к основному вопросу нашего внимания, к категории "совести".

ДИАЛОГ С СОВЕСТЬЮ

В книге "Диалог в практической психологии" Т.А. Флоренская пишет: "в самом слове "совесть" на общность и сопричастность указывает приставка "СО" (она и в таких словах, как "сообщность", "сочувствие", "сотрудничество"), корень этого слова "весть" (от "ведать", "знать") - указывает на то, что совесть дает нам знать о правильности или неправильности поступка, слова или мысли с точки зрения общности, единства людей, природы и всего сущего. Совесть - голос Божий в душе человека. Весть идет от Бога, согласие от человека. Веления совести согласны с десятью заповедями Библии. Это законы, нарушение которых грозит распадом личности и общества".

Чтобы приоткрыть завесу диалога с совестью необходимо добровольное согласие личности. Давление и указ здесь не уместны. Конечно, можно призывать к совести юного мальца, желая ему пригрозить наказанием. Это неминуемо сформирует у него чувство страха, протеста, неизбежности наказаний. Запугать личность легко. В основе страха заложена не исследованность явления, неосознанность происходящего, отгороженность от чувственного восприятия. Добровольное несение жертвенного служения является величайшим подвигом личности. Этот подвиг Христа был осужден большим количеством людей во время его казни. Но прошли века и тысячелетия, которые заставили задуматься каждого живущего на Земле о небесной силе великой молитвы.

Хочется поставить уместный вопрос, а есть ли шанс реальной помощи "разговора с совестью" обратившемуся к психологу. Во время консультационной беседы происходит взаимодействие личности и психолога, диалога с Богом. Это молитвенное состояние очень утонченно, оно вмещает в себя многогранность чувств, переживаний. Диалог со своей совестью, с тем как ты живешь, поступаешь, чем грешишь все проявляется и обнажается во взаимодействии с человеком который взывает о помощи. Завеса и перегородки защитных механизмов отворяются, и ты как на ладони открыт. Если начать врать, лукавить, говорить то, с чем не согласен, или вещать о правилах, которые не придерживаешься в жизни, то диалог "Совести с Совестью" не выйдет. Тут нужна неимоверная откровенность, она, конечно, может быть очень болезненной, если личность ответит психологу ударом, агрессивным всплеском. Но это еще не самое страшное. Сложнее когда этого диалога вообще не может состояться, когда личность закрыта окончательно и бесповоротно.

Человек надевает "маски", играет "роли". Это похоже на образ "волкодава", или на "людоеда". И та и другая категория взаимодействия будет довольно разрушительной, и может затянутся на длительное нескончаемое время. В эту игру человек затягивает окружающих, живущих в его пространстве. Манипулятивность, вот основное оружие данного взаимодействия. Личностные цели всегда будут ставиться выше общественных, окружающих близких людей. Категория гордыни очень соблазнительна, в ней скрывается букет страстей и пороков которыми болеет человек.

Диалог с Совестью приводит к осознанию, личность ориентирует себя на духовное исцеление. Исследовательские наблюдения человека в процессе диалога с психологом должны быть направленного характера. Векторное виденье духовного развития, целостного восприятия способствует планомерному деятельному акту в действительности. И какими радостными бывают явления, что по прошествии определенного времени личность опять возвращается к диалогу с психологом. Эти минуты дороги тем, что идет обмен переживаниями, сделанными шагами в сторону духовного развития, которые выявляют положительный результат достаточно заметных изменений. Как не воспеть хвалу Господу нашему, благодарение, за чудные дела его.

ОЧИЩЕНИЕ ДУШИ

Человек готов к раскаянью. Важно понять роль психолога, роль священника, роль самого человека и роль благодати Духа Святого. Очищение и покаяние это верный путь, ведущий к развитию полноценному, полному божественного бытия.

Осознанное раскаянье может быть надуманным, ложным, близким к самооправданию. Такое раскаянье тяготит душу, не делает ее просветленной. Раскаянье должно произойти на первичном этапе в душе человека, в обращении к совести. Возникающие побуждения могут быть не достаточно осознанными личностью. Поэтому роль психолога определяется в сопровождении личности на переходе из неосознанных, подсознательных побуждений в осознанние мыслей, воспроизводимых слов. Соизмерность диалога "совести с совестью" двух людей приведет к осознанному раскаянью. Тут хочется вспомнить слова из библии, "там, где двое или трое соберутся…, там и я посреди вас". Так происходит пробуждение действия к внутреннему покаянию, и покаянию перед людьми.

Теперь мы подошли к самому важному вопросу - покаянию перед Богом. Здесь огромная роль отводится священнику, который принимает исповедь, далее прочитав разрешительную молитву, отпускает грехи кающемуся. Эта роль в нашем культурном современном пространстве почти совсем затерялась. А ведь было время, еще до революции, людей на работу не брали, если он хоть один раз в году не бывал на исповеди да не причастился. Чему прилагалась справка из церкви, свидетельствующая о дате и времени когда это произошло. Человеку проще остановиться на двух предшествующих актах очищения совести, чем следовать к третьему. А ведь главным и первостепенным является покаяние перед Богом.

Покаявшийся человек приобретает образ напитавшегося влагой деревца. Появляются силы расти дальше, в высоту. Мир поднебесный нам не ведом, но душа туда стремится, ища полноты духовной, причастности к горнему миру. Порою достаточно одного покаяния и грех вырван из души. Но любое покаяние приобретает большую силу, если оно соединено будет с причастием Святых даров. Приобщаясь и соединяясь с телом Христовым в таинстве причастия, личность обретает новый Лик, ему прежде не виданный.

Нести ношу покаяния будет нелегко. Это обязывает ко многому, в первую очередь к тому, чтобы раскаянные грехи в жизни более не повторялись. Чтобы уменьшить свои привычные страстные проявления необходимо приобрести достойную замену. Данное приобретение должно быть включено в деятельность личности, и закрепиться в поведении.

Каковой может быть замена греху и пороку? Приобщить человека к регулярному посещению храма в воскресные и праздничные дни будет на первых порах затруднительно. Хотя бывают такие случаи, что душа человека уже готова совершенствоваться и принять покаяние, и она начнет питаться благодатью как у груди матери вскармливаемая чистотой, беспорочностью. Снижением уровня греховности в жизни могут послужить благие дела: чтение духовных книг; посещение святых мест; окружение себя людьми верующими, ищущих в своей жизни чистоты телесной и душевной; чтение утреннего, вечернего правила, и других молитв, обращение к Святым молитвенникам за помощью; обретение икон, святыней в своем жилище; отказ от смотрения телевизионных программ растлевающих сознание, просмотр документальных и художественных фильмов о православной жизни, нашей духовной культуре; слушанье духовной музыки, акафистов, молитв дома и на работе, и многое др. Человеку ищущему, стучащемуся, всегда будут открыты двери к Благодати Божьей.

СЕМЕЙНЫЕ СПОРЫ

Привнесение в жизнь чего-то нового часто сопровождается конфликтными ситуациями. Они возникают и со стороны того, кто начинает меняться и кто находится в близком окружении с этим человеком. Порою человек, получив прояснение в сложных вопросах, поняв что-то очень важное в своей жизни тут же начинает навязывать свои убеждения своему окружению. Близкие люди его сразу не понимают, возникает протест, который сопровождается упреками, пререканиями. Как найти силы человеку отступить от взаимодействия в котором нет точек конструктивных соприкосновения? Тут нужно мужество и терпение. В основе православного вероучения лежит заповедь любви к близким, к людям. Поэтому любой спор он неминуемо будет разжигать взаимные страсти.

Что происходит с личность в семье? Так получается, что поиск облегчения, страдания приводит к новым страданиям, что связано с еще большим непониманием близких людей. В таком случае очень легко найти способ самооправданий избегать поиска в стяжании любви, в самосовершенствовании.

С чем мы столкнулись в этот раз, с тем, что на каждом этапе продвижения вперед по духовной лестнице возникает множество преград препятствующих этому продвижению. Скатиться вниз намного легче. Мне приходилось не раз наблюдать очень печальную картину, когда человек, пройдя ряд ступеней в очищении своей страстной природы вдруг возвращалался опять к привычным формам поведения, а бывали случае что падение было более сокрушающим. В процессе психологической практики даже появилось такое выражение "упал ниже плинтуса". Это падение сопровождалось часто проявлением конфликтных форм поведения, по отношению к тому, кто способствовал и помогал подниматься по "духовной лестнице". Агрессия бывала неоднозначной, сопровождалась неадекватным поведением.

Выходом из сложившейся ситуации будет для специалиста терпение в ожидании прозрения личности и молитва за этого человека. Любые вразумления часто не имеют силы. В этот момент в сознании и подсознании человека происходит колоссальная работа, которая сопровождается сравнением и сопоставлением того, что было раньше, что было потом, и что есть сейчас. Привычка "питаться на помойке", т.е. греховными страстями еще осталась, и избавиться от этого сразу нелегко. Но сравнительный анализ способствует просветлению в сознании, а в дальнейшем и в душе. Временное пространство личности может по-прежнему заполняться пустотами, духовным вакуумом, но возможность получения благодати Божьей может произойти только в Храме, при совершении таинств. В другом же пространстве есть что-то воспроизводящее благодать от истинного подлинника, то, что не является первичным познания себя в Боге.

Если сравнительный анализ между "питанием на помойке" и получением благодати в Храме прошел благополучно, и на смену сомнениям появятся утвердительные выводы, что жить как прежде больше невозможно. Тогда снова начинаются попытки к духовному возрождению. Это новое продвижение по ступеням "духовной лестницы" уже будет носить характер приобретения религиозной автономности. Об этом пишет в книге "Аксиомы религиозного опыта" русский религиозный философ И.А. Ильин: "Человек созрел тогда, когда он научился самостоятельно наблюдать, исследовать и мыслить, когда он приобрел способность ставить себе жизненные цели и удачно осуществлять их верными средствами; когда он выработал себе характер, т.е. систему необходимых духовных актов: акт совести, акт миросозерцания, акт волевого самоуправления, акт правосознания, акт дисциплины и т.д. Религиозная "автономия" проявляется в самодеятельном покаянии и очищении, в созерцании, в исповедании и в делах жизнедеятельности".

ВОЛЯ И ЛИЧНОСТЬ

Автономная религиозная личность не строить иллюзий относительно своего безоблачного будущего. Смысловые категории в сознании определяют развитие в борьбе и противостояние своим порокам, страстям. Векторное развитие в духовном (по вертикале) и социальном (по горизонтали) становится восполняющим творческий акт. Стереотипизация сознания начинает терять власть над человеком, он перестает быть похожим на "робота машину" обслуживающим социальную систему установок. Деструктивность и хаос меркнут в сознании человека, события в жизни порою наполняются чудными проявления воли Божьей. "Уже не я живу, а живет во мне Христос" - воспевает личность.

Воля человеческая очень сильна в своем проявлении. Господь каждого из нас одарил свободной волей. Но если каждый из нас начнет изощряться в способах проявления своеволия, то в скором времени мы все почувствуем неимоверное давление и желание убраться от всего этого, или же противовесом станет увеличение еще более влияния своей воли на окружающих.

В жизни человека может участвовать влияние разной воли: воля человеческая, воля от темных сил, и воля Божья. Каждая из них носит знаменательный характер, где воля человеческая может быть, как и положительной, так и отрицательной, тогда как последующие другие воли имеют знаковую систему только однозначную. Темнота связана с минусом, а свет связан с плюсом.

Уметь прислушиваться к воле Божьей - это значит слушать голос своей совести. По мере очищения человека от страстей в его душе голос совести становится громче, он останавливает от разрушительных действий, которые могут нарушать целостность личности. Конечно, если здесь упомянуть знания по психиатрии, то можно несложно обозначить это явление как расщепление личности, или увидеть в этом симптомы шизофрении. Но это далеко не так. Данное явление успешно изучается в транзактном анализе, когда решается внутриличностный конфликт между голосом совести, удачника и неудачника. Также это явление находит свое изучение в психотехниках - психодрамма, гештальттерапия и др.

В жизни встречаются такие люди, которые не противостоят вообще событиям в своей жизни, принимают все как есть. Ведь любое событие чему-то нас учит, это уроки жизни, за них оценки не ставятся. Но главное что уроки эти должны быть выучены. Событие может носить характер вразумления, наказания за содеянное в прошлом, а может быть как проверка в утверждении веры, не отступления от заповедей при сомнительных обстоятельствах. Умение принять и понять происходящее является великим даром различения "добра" и "зла". Не все нам полезно, что нам хочется. Но когда хватает силы духа отказаться от того, что хочется, и не настаивать на своеволии массируя продвижение событий, то со временем выявляется действительно, что это взаимодействие и дело было бы тебе не полезным. Оно может не способствовать спасению души, ее очищению.

Конечно, мы знаем ряд таких обстоятельств, когда молчание и бездействие будет означать не противление злу и насилию. Как быть в таких случаях? Этот выбор в способе взаимодействия должен определяться в сторону положительных чувств, где хватит душевных сил проявить свою любовь. Или же при возникших сложных обстоятельствах хватит сил извиниться, простить и позабыть обиды.

Образцом данной духовной добродетели может выступить Царская семья Страстотерпцев. Подвиг покаяния и принятие сопутствующих событий в их жизни не сделал их хуже, а наоборот прославил в сердцах людей, нашел отклик в каждой верующей душе. Служение милостыней, помощью нуждающимся людям, способствовало укреплению духа семьи, воспитывало сострадание и жертвенность. На Руси с древних времен люди спасались милостыней. На пожертвования строились всевозможные общественно значимые заведения, которые способствовали безопасности, образованности, развитию, научности.

ДУХ ЕДИНСТВА (СОБОРНОСТЬ)

В каждом из нас, русском человеке, по духу православному, столько накоплено безбрежной любви, которая слоями сохраняется в нашей генетической природе. И если начать пренебрегать таким достойным даром, то наступает душевная пустота. Происходит несоответствие естественной природе, утилизируется природа неестественная, надуманная и смонтированная с помощью современных раздуваемых в общественном сознании социальных установок.

Дух единства и соборности помогал нам противостоять великим войнам, разрухе. Когда говорят о России во всем мире, то всегда упоминают наше единство, которое просыпается в каждом из нас во времена страданий на нашей Земле. И мы становимся непобедимы.

Где сейчас наша соборность? Куда уходят сегодня наши родовые корни? В геену огненную, где страсть к наслаждениям преобладает, тело дышит развратом, пьянством, местью, наживой, обманом… Список пороков может быть нескончаем.

Мы обвиняем в нашем падении Запад, думая, что они уничтожают нас своей культурой, где власть и нажива к богатству преобладает над духовными ценностями. Но тогда где же мы как люди, личности, индивидуальности. В каждом из нас течет русская кровь. Сколько людей прославленно в нашей культуре духовными подвигами. Мир плещет перед шутами, которые вышли на сцену, стали знамениты и вещают нам безобразную культуру, которой душа противиться, отторгает. Почему вдруг они стали для нас авторитетны, хотя мы же сами их называем однодневками, мерцающими звездами на небосклоне. Где голоса великих классиков культуры, людей духовно целомудренных, порядочных в образе жизни? Как легко сказать, что черное это белое и наоборот. Потерян эталон нравственности в наших сердцах и это основная наша ошибка.

Родовое воспитание требует пересмотра в своем содержательном аспекте. Привитие молодому поколению цензурной критики к своим поступкам является хорошим смотрителем, стражем в обличении общественной лжи. Обмануться будет уже не легко, потребуются колоссальные затраты, тому кому это понадобиться. Сохранить наше родовое единство можно в каждой семье, в каждом доме. Такое единение должно строится на всеобщем признании, что черное является черным, а белое белым. Уметь отличить добро от зла является значительным показателем развития личности. Этим свойством наделяется человек в старчестве. С молодости мешает наша страстность, это как иллюзорность в розовых очках. Но даже в молодости, с ранних лет это свойство души можно развивать на примерах самих родителей, в наблюдении за окружающим и происходящим вокруг, в постижении жития святых, в сохранении целомудрия.

"Добро бывает наказуемо", или "добрыми намереньями устлана дорога во ад" - слышим мы от окружающих. Было бы трудно не согласиться. Но что-то в душе подсказывает, что доброта всегда непобедима. Вспомнить хотя бы наши русские сказки, былины, пройдет время власти зла, на него найдется силушка добрая, которая эту злость побеждает.

Добро исходит из самого сердца, оно не станет покушаться на чужое добро, не станет отнимать, насиловать, принуждать. Там где добро, там любовь. Но опять есть народное изречение "добро должно быть с кулаками". Мудрость его в том, что требуется отстоять и защитить того, кого обижают. Нам Господь завещал "ударят тебя по щеке, подставь другую". А это для нас значит, что стерпеть боль, обиду и будет добром. Но, не простив ее в своем сердце, она превратится во зло. Значит, в помыслах своих сердечных мы можем менять плюс на минус и наоборот.

СЕРДЕЧНЫЕ РАНЫ

Обратимся к повествованию притчи. Это произошло в одной семье. Сын подрос, наступило совершеннолетие. Подарком сыну от отца послужило деревянное сердце. Отец сказал: сынок, каждый твой совершаемый злой проступок отразится на этом сердце, он проявится тем, что в деревянное сердце будет вбиваться гвоздь. Сказал это отец и отпустил сына в познании жизни, зла и добра. Прошло несколько лет и сын вернулся к отцу и сказал, что больше так жить ему невозможно. На что отец ответил: посмотри сынок, твое сердце все пробито гвоздями, места нет, где еще можно их вбить. Сын покаялся в содеянном зле и попросил помощи. Тогда отец вынул все гвозди из деревянного сердца. А когда сын увидел свое сердце он ужаснулся, сердце все состояло из маленьких дырочек. Он думал, что дырочки останутся навечно. Но прошли года, жизнь сына наполнилась добрыми делами, раны зарубцевались, а по истечении времени и вообще рассосались. Но небольшие маленькие впадинки напоминали о прошлом грехе, что помогало придерживаться доброго в настоящем, и укрепляло веру в будущее, в Бога. Таков рассказ остался от наших предков. Он поучает нас в том, как много порою нам нужно времени, чтоб разобраться в таких важных категориях как добро и зло. И проникнув добродетелью в жизни, окружить ей своих близких и людей. Тогда наши поступки станут соизмеримыми с совестью, потому что душа будет помнить ту пустоту, которой она была заполнена при нашем падении. Нужно усвоить одно важное правило, что падений может быть много, но важно искать силы подняться и идти дальше. Любое поднятие укрепляет наш дух в добродетели. Даже внутренние намеренья подняться, желание изменений, понимание, что мы ничто и молим о помощи, придаст нам силы и в скором времени мы все равно поднимемся и пойдем дальше.

Движение вперед к совершенствованию ("любовь есть совокупность совершенства") способствует открытию многогранности нашей души. Вспоминается одно образное сравнение у психотерапевта Х. Пезешкяна, что внутри человек похож на шахту с брильянтами. Какая природная, естественная красота таится в каждом из нас, и просит своего проявления?

Ф.М. Достоевский любил повторять в своих произведениях, что красота спасет мир. Какой красоте покланялся великий психолог человеческих душ. Эта красота таится в каждом из нас, она создана Творцом. Лик человека преобразуется, если душа его наполняется верой, чистой верой в Бога, в людей, в свое совершенствование. Внешняя и внутренняя красота взаимно соизмеримы. Когда мы просветляемся в душе, то краски окружающего мира становятся ярче, четче, мы видим прекрасную божественную природу в людях, начинаем любить все живое вокруг. Так мы теряем желание разрушать.

Каким мгновением одаривает каждого из нас влюбленность, это первое чувство ранимой любви к избраннику. Все вокруг как будто меняется. Люди, когда видят такую влюбленную пару, тоже душой радуются, согреваясь сердцем от их любви. Тогда разрушать ничего не хочется, появляются планы только создавать: семью, рожать детей, пойти на любимую работу, творить благие дела в обществе и т.д. Но когда мы теряем это чувство, то что-то вокруг нас начинает рушиться, сразу в наших планах, а потом в реальности. Так будем творить молитвенную красоту в нашем сердце, которое омоет наши раны и сделает нас совершенными.

ЛЮБОВЬ К ЛЮДЯМ

Вера в Бога, любовь к людям формируется на уровне осознанном, где долг и обязанность являются основным фундаментом. Низкий уровень осознанности включает в себя развитие односторонности во взаимодействии. Печально то, что каждый из нас знает, что такое верность, вверенность, вера, но отмечать себя этими достоинствами мы не спешим. Нам важна взаимность, взаимоприемлемость, в которой мы купаемся как в счастье до тех пор пока не почувствуем разочарования в людях. Оно приходит порою не сразу, этот процесс выстраивается с годами, наполняясь своим содержанием. Много ли нам надо чтоб понять всю мерклость существования. Достаточно двух трех ударов неожиданных со спины, которые приведут к полному разочарованию. Ценность взаимодействия будет поддерживаться тогда, когда есть опора на нравственной основе. В другом случае оно подрывается сначала во взаимных претензиях, упреках, затем обидой и в дальнейшем во вражде.

Любовь, вера в светлое в человеке тем сильна, что в ней задействованы все сферы сознания, весь внутренний духовный потенциал. Наше счастье нам кажется таким долговечным. Но стоит только проскочить искре обиды в нашем сознании, как тут же появляется полоса препятствий нового характера претензий. Сколько мы сил тратим на выяснение отношений. Нам кажется, что этим мы сможем снизить уровень личностной тревожности, неуверенности и появится опять потерянная вера. Но с увеличением негативных переживаний, взаимных упреков ниточка доверия надрывается. А кто захочет первым спасать то, что теряется. Нужна отвага и мужество, которых, в эту трудную минуту порою и не оказывается. Всем хочется понимания со стороны другого, ведь ты обижен, по тебе "проехались упреками", ты разочарован и страдаешь. Ведь мне же так плохо. Нам конечно понятно, что обида это есть проявление детского уровня, инфантильность связанная с не принятием ответственности за уровень взаимоотношений. "Легче всего махнуть рукой и сказать что это судьба такая, что тут еще искать". Разрыв может быть скоротечным. И тогда мы скажем себе с достоинством "уходя сжигаем мосты, чтоб не вернуться". Как легко так распоряжаться чужой жизнью, чужими ресурсами. Ведь мы же "правы", мы действуем "по совести". Но не по страстям ли наши действия? Ведь страдают обе стороны, но боли так сильно не чувствуется потому что сердце окаменело. Наступит время, что жить с таким состоянием человеку будет дискомфортно. Он будет искать пути сбросить свой груз с сердца, камень обид который придавил и не даст развития. Но мы продолжаем страдать, искать крайних. А где же наше покаяние, наша вера и любовь. Нет, пусть другой будет не прав, но только не я.

Если оставить все как есть, то возврат к таким же отношениям, но с другими людьми будет неминуем. Эти уроки надо изучать. Очень легко находиться в претензиях, обидах. Но это разрушительно для человека. В данном случае сердце не живет открытостью, оно не способно любить и сострадать. Так долго продолжаться не может, со временем это приведет к смене ценностей, отсюда поменяются и ценностно-смысловые категории, сущность веры. Смыть позор греха можно публично, при свидетелях, в исповеди перед священником в Храме, тогда пустота сердечная наполнится любовью.

МАНИПУЛЯЦИИ СОЗНАНИЕМ

В жизни бывают встречи и расставания. Мы можем насладиться воспоминаниями, но испытать полноту чувств и восполниться внутренне содержанием из прошлого является невозможным. Прошлое это продукт нашей деятельности, в ней строились наши взаимоотношения, чтоб в дальнейшем это проявилось в наших поступках, характере. Исходя из этого можно понять, что изменить свое прошлое сразу нельзя. Корень перемен заложен в настоящем. Было бы конечно величайшим достижением человека то, что вдруг личность изменяется за один миг, что в ее сознание происходит переворот, который приводит к изменению всей ценностной, содержательной структуры.

Человечество давно уже ищет ключ к сознанию человека, но это связано скорее с манипуляцией, чем с просветлением. Вот на пороге современной цивилизации появляются элементы чипизации, когда можно будет управлять людьми с помощью вживленных в тело аппаратов, которые будут воспринимать команды и личность не в силе будет отказать в исполнении этого приказа. Появляется масса манипулятивных технологий контроля сознания. Это управление нарушает самое важное, что дано человеку от Бога - это свободу воли. Влиять на неосознанный выбор в сознании личности, значит сделать из человека робота. Что мы можем наблюдать в СМИ. Это очень удобно для управления массами. Тогда вопрос об развитие зрелой личности общества становится закрытым. Отдавая предпочтение изучению и применению манипулятивных технологий в жизни людей мы станем похожими на растение.

СЛУЖЕНИЕ ГРЕХУ

Мир нуждается в развитии личности многогранной, наполненной духовным содержанием, которое будет способствовать творчеству человека, импровизации, его спонтанности во взаимодействии. Эта непосредственность "будьте как дети" приносит большое счастье в наших сердцах. Ох, как загромождает наше сознание стереотипность, его шаблонность в поступках. Но не надо забывать, что это ни в коим случае не связанно с надежностью человека. То есть это то, что мы можем на него положиться, знаем что он нас не предаст, ответит нам порядочностью, нравственными поступками. Нам покажется на первый взгляд, что это тоже стереотипность мышления. Но нет, это как раз наоборот есть уход от стереотипа, ведь деятельность в поступках имеет под собой духовное основание. Она проверена временем, т.к. в жизни личности бывали случаи, когда уход в сторону привносил разрушение и дискомфорт, что не способствовало возврату на прямую дорогу. Конечно, может быть кому и легко лазить через забор, проникать как вор обкрадывая и себя и близких. Но гораздо лучше зайти через калитку, т.е. опираясь на духовно-нравственные ценности своего сознания. Мы спросим себя: кому это все нужно? "Ну, обман", - что не сделаешь ради счастья других, да и своего. Но на обмане и было совершено падение ангельского мира и человека. Нам легко судить о чем-то высшем неземном, о других людях и их поступках, но есть наша жизнь и в ней множество выборов. Каков выбор я приму сегодня, таким я стану завтра. А выбор мой будет чаще всего неосознанным, т.к. корни его заложены в моем прошлом. Вот он стереотип, он отрицателен по своей природе. В нем большая волна разрушений. "Знаю как делать, а ноги ведут ко греху" - ропщет ведомый грехом.

"Человек есть ложь", писал святитель Игнатий (Брянчанинов). Влечение к растлевающей природе греха в нас очень сильно. Противостоять ему можно только осознанно, в молитве, в покаянии. Грех сжигает нашу душу постоянно, он томит нас, подталкивает к греховному выбору. Это как отдельная субстанция, которая живет сама по себе в человека, взаимодействуя со всей его целостной природой. Утомление бывает очень сильным, когда грех находит свое проявление в нашей жизни через поступки, дела. Сразу во время искушения происходит большой прилив сил, но это ощущение ложное. Происходит наоборот большой выброс сил душевных, духовных, снижается сила Духа Святого в человеке. И когда она истекает из организма, то сразу ощущение какого-то восторга, прелести, а потом пустота. Она ничем не заполняется, все становится скучным, ничем нельзя ее заполнить мирским. Ошибочным бывает то, что нужно дальше искать восполнения в том, от чего было падение или от чего-то напоминающего, похожего по содержанию. Поиск удовольствий опустошает, и душа просит тишины, покоя, душевного равновесия, но не стереотипного, а духовного. Невозможно это восполнить поиском приключений в окружающем мире. Свернуть "эту лавочку наковальни греха" бывает сразу сложно, т.к. человек ушли слишком далеко от своей истинной, целостной природы человеческой.

ГОТОВНОСТЬ К ИСЦЕЛЕНИЮ

Подняться из трясины мирских страстей удается не сразу. Хорошо если встретится рядом человек, который вложит частичку своих сил накопленных в стяжании Духа Святого. Только не пренебречь этим потом, а сохранить и дойти до Храма с покаянием. Чтоб сил хватило отстоять службу, покаяться, причаститься, хотя бы это даже свершиться и первый раз после крещения, которое совершалось много лет назад. Тогда Господь, люди увидят кающегося во грехах человека, поднявшегося из трясины мирских страстей. Только бы закрепился бы в сознании акт покаяния, только бы удалось человеку почувствовать разницу между гетерономией и религиозной автономией. Тогда появится тот новый смысл в жизни, который будет способствовать развитию духовной личности.

Скоротать свою жизнь можно по разному, можно уподобиться ползающему червю по земле, погружаясь в мир тварный материальный, можно уподобиться ворону, питающемуся падалью, можно уподобиться сороке трещащей без перерыва, пересказывающим свою жизнь другим, перенося сплетни, а можно уподобиться голубю летающим высоко оставаясь мирной птицей. Сохранить в себе мир и мир в окружении является величайшим достижением раскающегося человека. Только эта мирность должна строиться не на избегании от жизни, на комфортности и ограниченности в действии, а на открытости в сердце к любви ко всему живому. Все преображается вокруг от любви человека. Даже растение растет лучше, если оно получает любовь человека. Животное служит человеку преданно, не выражает своей агрессии если оно принимает любовь от человека. А что говорить о детях, если они получают любовь, то они вырастают счастливыми, порядочными людьми. Такие дети не будут пренебрегать своими родителями, они не станут обижать взрослых, престарелых, маленьких и беспомощных, показывая свою власть, вымещая на них свою злость. Та любовь, которую они примут с детства от взрослых будет согревать их душу, сердце, показывать тот путь, по которому идет цивилизованный, интеллигентный, духовно-организованный человек. Вокруг такой личности уменьшается круг разрушений, и мир преображается к лучшему.

КТО ВИНОВАТ: СЕМЬЯ ИЛИ ОБЩЕСТВО?

На сегодняшний момент многие изменения в стране в сфере экономической, политической, социальной и религиозной претерпевают кризисную ситуацию. Мы говорим о влиянии Запада на Россию. Социальные установки играют роль моделирования образа жизни, мыслей, круга друзей.

В процессе приобретения установок появляется неосознанная готовность личности определенным привычным способом воспринимать и оценивать людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации. Установки способствуют образованию зависимости и созависимости и формируются под влиянием других людей (родителей, СМИ) и "кристаллизуются" к возрасту между 20 и 30 годами, а затем меняются с трудом, на основе личного опыта в многократно повторяющихся ситуациях.

Первичным этот материал принимает молодежь. Они легко отдаются модным течениям, новым идеям. Взрослые начинают от этого страдать, т.к. это проникает в семью и порой имеет под собой разрушительную силу. Ну, например, возьмем роковую музыку. Ее влияние приводит к разбалансировке целостности личности, она возбуждает проявление низменных страстей, и порою не случайным бывает желание попробовать острых ощущений. Так легко слушая роковую музыку скатиться к наркотикам, разврату и т.д. Как родителям объяснить своим детям, что подобного рода увлечения подталкивают личность ко греху, ее падению. Запреты и упреки необходимы, но должны быть приняты такие меры, чтоб ребенок пришел к самостоятельному решению отказа от подобного рода увлечений. Хорошо если данного рода увлечения не переросли в зависимость. А если это уже произошло. Установки направленные на саморазрушающее поведение у зависимого человека формируются на уровне:
- когнитивном - мнения, убеждения, которых придерживается человек относительно какого-либо субъекта или предмета (вера, что употребление суррогатных средств и приобретенное созависимое поведение не влияет на жизненные ценности и качество жизни; вера, что хватит сил отказаться от зависимости в любое время самостоятельно и что еще много времени отпущено на исправление ошибок);
- эмоционально-оценочном - положительные или отрицательные эмоции, отношение к конкретному человеку, информации (положительное отношение к информации, рекламе о возможности обращения к суррогатным средствам, вера в благополучное разрешение жизненных проблем посредством обращения к суррогатным средствам);
- поведенческом - готовность к определенным реакциям поведения, соответствующим убеждениям и переживаниям (готовность действовать в соответствии с принятой информацией о суррогатных средствах).

Зависимость может быть от роковой музыки, от игры в игровые автоматы, от интернета, компьютера, алкоголя, наркотиков и др. Следует сказать, что гипноз со временем приобретает роль наркотика. Одни и те же люди ходят от гипнотизера к гипнотизеру, стремятся чаще испытывать "необыкновенные состояния". Как жаль этих людей! И как преступно поступают те, кто приводит их к подобной зависимости. Из этого можно сделать вывод, что любое явление может превратиться в зависимость, если это будет оказывать разрушительное влияние и от чего личность не сможет самостоятельно отказаться.

Для того чтоб понять всю сложность обозначенной проблемы необходимо поподробней разобраться в процессе образования зависимости. Поэтому рассмотрим, как характеризуется понятие зависимости в научной литературе. Часто данному явлению дается такое определение, что неправильное отношение к суррогатным средствам и др. приводит к образованию зависимости.

Что же еще побуждает человека прибегнуть к суррогатным средствам? Беспомощный перед захлестывающими его отрицательными состояниями он прибегает к изменению своего состояния химическим путем. Наркотик (алкоголь и т.д.) позволяет освободиться от тревоги, страха неуверенному и боязливому человеку. Злоупотребление наркотиком (алкоголем и т.д.) является защитной активностью личности перед лицом трудностей, которые препятствуют удовлетворению наиболее важных и значимых для него потребностей, и носит адаптивный смысл.

Причин образования зависимости множество. Первичный опыт познания окружающего мира ребенок получает в семье. Особенность семейного воспитания определяет дальнейший ход развития личности. Функции семьи имеют разносторонние направления, это воспитательная, хозяйственная, эмоциональная, духовная, культурная, общественная, выполнения социальных норм семьи. Неблагополучие в семье часто связано с отрицательным примером самих родителей, которые пускаются во все тяжкие грехи. Формирование зависимости является следствием раннего нарушения психического развития ребенка из-за дефективных родительско-детских отношений. Следствием чего является развитие зависимых форм поведения.

В неблагополучной семье применяются разные типы отношений: псевдосотрудничество, авторитарность. Псевдосотрудничество в семье способствует нарушению мотивационной сферы между деструктивным "хочу", "могу", что является негативным переживанием возможностей личности ребенка. Или же другой тип отношений - авторитарный, где проявляется усиленный контроль, подавляющее агрессивное поведение по отношению к ребенку, что приводит к разрушению автономности.

Сформированная доминанта зависимости от мнения родителей в детстве способствует формированию социально-деструктивных зависимостей. По мнению Э. Эриксона, если ребёнка слишком много стыдят, это приводит к возникновению у него чувства непристойности, и тайного стремления постараться убраться вон со всем тем, что имеешь, пока тебя не видят". Абсолютное большинство людей, страдающих зависимостью, не имели в детстве возможности сказать "нет" своим родителям, т.е. дать ответ личности, принявшей решение и ответственность за это решение.

Низкий уровень самоконтроля в поведении личности проявляется на эмоциональном фоне в обидчивости, подозрительности и негативизме. Также следствием данного стиля воспитания может стать агрессивное поведение ребенка, фиксированное на фрустрации с реализацией девиантной функции в познавательной, эмоциональной, поведенческой сферы.

ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ СЕМЬИ

В современных социальных условиях разрабатывается множество систем терапии созависимых и зависимых людей: транзактный анализ, подходы экзистенциональной, когнитивной психотерапии и др.

Развитие личности в процессе проработки конкретной ситуации, которая является травмирующей, опора на духовно-нравственные ценности, что отвечает социальным требованиям в дальнейшем способствует формированию ценностно-смыслового стержня личности и определению перспектив духовного развития, механизма восхождения по лестнице трезвения.

В теории транзактного анализа рассматривается внутренний конфликт между тремя Эго-состояниями (Я-родитель, Я-взрослый, Я-ребенок). У созависимого человека проявление Эго-состояния будет скорее на социальном уровне в роли контролирующего родителя (Р) и опекающего родителя (Р). У зависимого человека доминирует одно Эго-состояние, скорее ребенок, либо одно Эго-состояние заражено другим. Работая с ролевым конфликтом между родителем (Р) и дитя (Д) можно уменьшить внутриличностные противоречия у зависимого и созависимого человека, что приведет к духовной автономности субъекта.

В теории аномальной личности "зависимая личность" представлена с искаженной мотивационно-смысловой структурой и иллюзорно-компенсаторной моделью поведения. Б.С. Братусь выявляет несколько уровней развития личности: физиологический, психологический, групповой, субкультурный и культурный. Исходя из этого, модели зависимости могут быть био-психо-социо-духовные. Проявление ее на одном уровне часто является причиной зависимости на другом и на нескольких уровнях. Зависимость может быть локализована если задействовать гуманитарный, духовный уровень, посредством присвоения ценностно-смысловых ориентиров. Этапы присвоения ценностей в мотивационно-смысловой структуре личности происходят на разных уровнях:
- эгоцентричный - стремление к выгоде, престижу;
- группоцентрический - идентификация себя с группой;
- гуманистический - за каждым человеком подразумевается самоценность и равенство;
- духовный - осознание себя и других как соотнесенных с духовным миром, соединение с Богом, выбор духовных ценностей.

Процесс развития личности направленный на устранение зависимого и созависимого поведения сопровождается открытостью, прозрачностью человека к смыслообразующим уровням. Это может произойти ситуативно, на время и далее замутиться надолго, а может стать и относительно постоянным состоянием. Личность человека развивается "из самой себя", в ее высших духовных и творческих силах, связана с миром ценностей сверхиндивидуальных, причастность к горнему миру.

В. Франк считал, что человек осознает ценность, когда признает, что действие имеет смысл. Выделяется три категории ценностей: ценности переживания, творчества (направленность на внешний мир) и жизненных личностных установок (человек обращен к самому себе). Ценности - это доступ к миру, результат взаимодействия субъекта с объектами и духовным содержанием, они как собирающая линза жизненной силы, которые вызывают в личности изменения, т.е. это духовная пища человека. Восприятие ценностей является восприятием качеств. Переживание ценности - это соотнесение другого бытия со своим собственным бытием. Восприятие и укоренение ценности произрастает из "прикосновения Духа к бытию". Для "душевно здорового" человека все, что отрицает жизнь, является неценным, внушающим страх. Ценность является происходящим извне одобрением внутренней позиции по отношению к жизни. "Да жизни" укрепляет внутреннюю соотнесенность человека с собственным бытием. Фундаментальные ценности обретаются посредством "прикосновения к бытию", которые вызывают эмоции и воздействуют через внутренний мир, находя в нем соответствие.

В процессе осознания зависимого и созависимого поведения у членов семьи приобретается ценность позитивного отношения друг к другу. Чувства сострадания, любви, доброты, искренности помогают понять сложный мир взаимодействий. В Библии дана заповедь: "Возлюби ближнего как самого себя", которая раскрывает важную роль чувства любви к ближнему. Посредством любви раскрывается смысл жизни, человек выражает себя наиболее полно и глубоко. Любовь есть путь к целостности личности, а ее отсутствие, которое выражается в эгоцентризме, приводит к распадению личности. По мнению Н.О. Лосского целостность личности возможна на двух путях: в аскетическом подвиге - целомудрие, и в любви, которая отождествляется с целомудрием. Именно в любви к конкретной личности открывается истина бессмертия человек. Любовь есть самопожертвование "самостью" (В.С. Соловьев). Если первопричиной духовно-нравственного зла в человеке выступает эгоцентризм, ложное самоутверждение, то самоотрицание и самопожертвование есть путь радикального преодоления зла в себе. Н.А. Бердяев определяет, что любовь к человеку, есть прозрение в нем "образа и подобия Божьего". По словам М.М. Бахтина, личность как ценность не существует, если нет ее отношения к другим личностям, к личности Бога, к сообществу людей. В процессе взаимодействия с миром личность переживает ряд ситуаций, где происходит несоответствие внутренних отношений и внешних событий. Данные несоответствия тормозят процесс развития позитивного отношения в семье. Соответствие внутреннего и внешнего приводит к гармонизации отношений с окружающей средой. Этому способствует позитивное отношение к ближнему, которое выступает как результат конгруэнтности в поведении личности, где внутренние установки соответствуют социальному проявлению в обществе.

Любовь выражается в двух качествах: как отношение ("Я-Ты"; общение) и как деятельность (жертвенное служение). С помощью общения личность может открыть свое духовное Я и начать развитие в сторону позитивного отношения, деятельного жертвенного служения. "Только освобождаясь от эгоцентрической доминанты, воспитывая в себе доминанту на собеседника, человек начинает видеть лицо другого, в этом случае обретет свое лицо, т.е. становится личностью" (А.А. Ухтомский). Диалог является ответственным поступком, "событием бытия", который имеет свою структуру: 1) Я - для - Себя; 2) Другой - для - Меня; 3) Я - для - Другого. Трансформирование есть отношение к "другому", как отношение "Я - Ты" и одновременно есть отношение к собственной сущности, как к "духовному бытию" (М.М. Бахтин).

В научных исследованиях Ф.Е. Василюк определяет, что преодоление созависимости и зависимости от суррогатных средств возможно с помощью трансформации иллюзорной реальности, идеального ее преобразования, а не игнорирования реальности, творческого построения новой реальности (принятие, и не отвержение реальности).

В ряде коррекционных методов процесс освобождения от зависимого и созависимого поведения сопровождается усвоением основ самоопределения, самоактуализации личности. Самоопределение - сложный многоуровневый процесс развития человека, его структурным элементом являются разные виды самоопределения: жизненные, личностные, социальные, профессиональные и др. Самоактуализация есть процесс становления человека субъектом собственной жизнедеятельности, которая заключается в освоении им норм и способов человеческой деятельности, основных смыслов и ценностей.

В процессе коррекционной работы зависимая личность самоопределяется в жизненно важных сферах, исследует иерархию потребностей через выбор ценностей, установок с учетом перераспределения ответственности. Данные функциональные побуждения в деятельности прорабатываются личностью индивидуально с психологом или отрабатываются в группе.

Как планируется деятельность в группе? В межличностном общении происходит осознание установок разрушающих личностное пространство, переформулируются цели. В процессе работы участники открывают не известные им личностные проблемы и знакомятся с опытом самостоятельного их разрешения. Этот вид работы способствует перераспределению ответственности, которая принимает характер личностной ответственности за совершаемый выбор. Результатом является развивающиеся потребности, обеспечивающие содержательную наполненность личности, где центральное место занимают духовно-нравственные установки, ценностные ориентации и временная перспектива, способствующая формированию правильного отношения к суррогатным средствам.

Личностное развитие - это осмысление своего высокого положения в жизни, проявление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к нравственному постепенному совершенствованию. Это включение в область осознанного все большего количества жизненных функций человека, психических состояний, что способствует расширению сознания. Сферы расширения сознания: знания, предметно-производственная деятельность, мир человеческих ценностей, эмоций, культуры.

Снижение зависимого и созависимого состояния у личности будет успешным при возрождении веры в Бога, в людей, в вечность, благополучное будущее. На основе процесса познания, понимания, переживания, отношения осуществляется осмысление зависимости и созависимости, увеличивается способность в большей степени управления своими психическими силами, что приводит к расширению сознания, личностному развитию. Если вера псевдодуховная (поклонение суррогатным средствам) отнимает животворящие силы человека, приводит его к падению, то вера духовная, божественная просветляет человека, животворит человеческую душу, делает его причастным к образу и подобию Святых подвижников веры, и Господа нашего Иисуса Христа.