Православный семейный психолог


С начала этого года на Южном Урале участились случаи внебольничных абортов, повлекших за собой женские смерти. Если в 2008 году от операций по прерыванию беременности в Челябинской области скончались пять абортниц, то уже за два месяца этого года погибли четыре женщины.

В числе причин "домашних" абортов специалисты называют кризис: еще год назад многие из женщин могли позволить себе сделать платную операцию в частном медицинском центре. Но почему они не идут в государственное медучреждение, где аборт - процедура бесплатная, проводится профессионалами и на современном оборудовании? Женщина, задумавшая аборт, выбирает частную клинику не потому что печется о своем здоровье ведь сейчас всем известно что аборт вреден для здоровья, а потому что ищет особого, по возможности сочувственного и уважительного отношения к себе, - уверен наш собеседник Владимир Аксёнов, иерей, священник сельского прихода на станции Сыростан, под Златоустом, председатель Челябинского подразделения всероссийского общества православных врачей, а в прошлом - практикующий врач-инфекционист одной из челябинских больниц.

Критерий для личности?

Так она пытается "купить" если не любовь, так хотябы медицинскую этику, исключить скотское к себе отношение, с которым, скорее всего, столкнется в муниципальной поликлинике. Медики ведь часто ожесточаются, теряют чуткость к пациенту. Например, врач может громко озвучить диагноз больному в коридоре, при посторонних лицах или высмеять пациента за неверное представление о состоянии собственного здоровья. В акушерстве и гинекологии, в отличие, скажем, от стоматологии или хирургии, врачебная этика особенно хромает на все опоры. Понимаете, врачей учат ремеслу, новым методикам, оперативным приемам при осложнениях, а этические вопросы опускают. Это недопустимо. Этику в подготовке медиков, в том числе постдипломной, нужно возвести в ранг отдельной дисциплины. Православная церковь, со своей стороны, готова к методическому взаимодействию с Управлением здравоохранения в плане формирования у врачей представления о христианской медицинской этике.

Но как согласовать медицинскую практику и христианскую мораль, если даже подходы к понятию "ребенок" у врачей и священнослужителей в корне разнятся?

В медицине плодом, заслуживающим особого внимания в деле выхаживания вне тела матери, считается эмбрион весом больше 500 граммов, а церковь, как известно, другого мнения. Догматическое отношение церкви к ребенку как к личности отмечается с момента зачатия, то есть с первого дня существования эмбриона. Медицина же определила точкой опоры вес как некий показатель мира материи. Но тут же и запнулась. Один из ведущих Челябинских детских реаниматологов Владислав Романенко как-то спросил аудиторию на одной из врачебных конференций: "Если ребенок весом 490 граммов родится жизнеспособным, что с ним делать?"

Кроме веса у медиков могут быть и иные критерии, по которым младенца считают человеком или нет. Для церкви этих критериев никогда не будет достаточно. Пусть не обижаются на меня ученые, но наука никакими расчетами не превзайдёт церковь в представлениях о личности. Она только сможет встать с ней на один рубеж, если признает, что аборт на любых сроках - это убийство личности, которая имеет свой жизненный план со своим, соответствующим этому плану, набором талантов.

Врачи признают обстоятельства, по которым аборт разрешен даже на поздних сроках, к примеру, смерть мужа или если будущая мама - жертва насилия. Оправдывает ли церковь аборт в таких случаях?

Церковь подобным списком не располагает, поскольку исповедует промыслительное вмешательство в жизнь человека божественной воли, и убийство не оправдывает. Допустим, зачатие происходит в результате насилия, и женщина хочет избавиться от ребёнка как от чего-то чужеродного и ненавистного ей, возводя его едва ли не в ранг соучастника в совершённом над ней преступлении. Но такое ее представление о ребенке - безвинной личности - на деле ложно. Появиться на свет именно так не было выбором малыша. Он такой же, если не более, пострадавший как его мама и потому заслуживает себе такого же, если не более, сострадания и любви как и она. Конечно все эти вопросы очень не просты, хотя неразрешимыми их назвать нельзя. Церковь же в свою очередь может помолиться за то, чтобы преступник был пойман и понес наказание, но она и также приложит все усилия к тому, чтобы женщина сохранила ребенка.

"На безденежье абортницы не жалуются…" Но бывает и так, что врачи уже на ранних сроках видят смертельно или тяжело больного малыша?

Знаете, врачи иногда ошибаются. Вероятность рождения увечного ребенка обычно изрисована в пресловутых процентах - вообще-то, очень лукавом и изворотливом изобретении. Много это или мало - один процент? Каждый мыслит по-своему. Для кого-то даже ста процентов в страшном прогнозе недостаточно, чтобы преступить черту. Даже если врачебная ошибка исключена, церковь никогда не войдет в положение женщины, поскольку ее решение зиждется на несмирении. Только по гордости и эгоизму она не захочет иметь увечного ребенка. Недавно я крестил новорожденного, которого мы с мамой сохранили. Врачи прочили женщине больного малыша, предлагали избавиться от "обузы". Не владевший христианской нравственностью доктор на осмотре даже не обратил внимания, что на шее девушки - крестик который, как оказалось не был простым украшением или данью моде, настоящим символом её христианской морали. Не дав согласия на прерывание, она под наблюдением врачей, проливая не мало слёз, всё таки выносила и родила сына. Пока состояние его здоровья не настораживает ни врачей, ни молодую маму.

Были ли случаи, когда после общения с вами женщина все-таки решалась на аборт?

Подозреваю, что да. Ко мне однажды на беседу с эти, обсуждаемым нами, вопросом пришла школьница старшеклассница. Во время беседы девочка никак не могла избавиться от глупой улыбки. Видимо, приход в церковь был для нее лишь дополнительной галочкой - в угоду родителям, врачу, подружке или еще кому-то. Больше я девочку не встречал. После этого случая у меня, конечно, остался осадок неудовлетворенности.

Часто ли женщины, которых вы отговариваете от операции, жалуются на тяжелое материальное положение?

Такие женщины ко мне не приходят. Думаю, по той простой причине, что у меня самого семеро детей, и богатством я не блещу. Живем мы в деревне, в неблагоустроенном доме, работаем в огороде. Вообще, церковь всегда старается ориентировать человека на некоторый реальный пример. Не пугает тем, что аборт - это предосудительно, малодушно и греховно, а предлагает к рассмотринию факты из истории других христианок, которым в тех же ситуациях помог Господь.