Ключевые позиции в вопросах псевдодуховности, духовности, нравственности
Православный семейный психолог

Ключевые позиции в вопросах псевдодуховности, духовности, нравственности


Киржанова Л.В. (кан.псх.наук)

Ключевые позиции в вопросах
"псевдодуховности", "духовности" и "нравственности"

Неустойчивость общественных идеалов, социальной ответственности создает размытый противоречивый образ духовно - нравственной личности общества. В силу освобождения от жестких политических рамок, структурирующих сознание психики, появилась легкая доступность к потоку неструктурированной, подчас духовно - безнравственной информации, которая определяет ситуативную направленность личности. В ходе чего внутренние убеждения, личностная целостность начинают терять стабильность, духовность заменяется всевозможным суррогатом или псевдодуховностью.

Логико-психологический анализ научной литературы показал, что "псевдодуховность" включает в себя два понятия "псевдо" и "духовность". Каждое из них несет свою смысловую нагрузку. В психологическом аспекте: "псевдо" (от греч. pseudos - ложь) - замена подлинного смысла на ложный смысл, эгопатологическая лживость, иллюзорность, введение в заблуждение. Приставка "псевдо" идентична приставке "квази", она используется в тех случаях, когда желают подчеркнуть, что имеет место расхождение между видимостью и сущностью, оригиналом и подделкой, настоящим предметом и его суррогатом. Это первая составная часть сложных слов, означающая: ложный, мнимый.

В традиционных культах "псевдо" означает "ложь". "Есть три разных значения лжи: мыслью, словом, и самою жизнью своей" - пишет Авва Дорофей (3). Ложь обрывает межличностную связь между людьми и связь человека с Богом. "Уход от лжи, это освобождение от своего поддельного и нахождение подлинного "Я" - пишет митрополит А. Сурожский, - т.е. поступать исходя из самых глубин своей личности". Отсутствие абсолютной "лжи" соответствует отсутствию абсолютного "зла".

В психологии существует определение "лжи", обозначающее расхождение через когнитивный, эмоциональный, поведенческий уровень между истинным эмоционально-чувственным отношением и ложным. Определение ее возможно с помощью наблюдения на вербальном и невербальном уровне с позиций конгруэнтности и не конгруэнтности.

Духовность имеет исторический, социальный и диалектический характер и непосредственно отражается в культуре человечества. Необходимо определить границы и сферы действия феномена духовности, выявить его сущностные характеристики.

Духовность есть условие движения к вершинной психологии, которая, согласно Л.С. Выготскому, определяет не глубины, а вершины личности. Движение к ним "снизу" лишь со стороны предметной деятельности или со стороны "Оно" (З. Фрейд) бесплодно и опасно. Такое движение неотвратимо приводит к искусственному интеллекту, к искусственной интеллигенции. Движение "снизу" обязательно должно быть дополнено движением "сверху", "со стороны" Духа. Анатомия духа зафиксирована в языке, культуре, искусстве, религии, бытийных слоях народного сознания, народной памяти, поведении.

В культуре большинства Европейских народов существует три понятия Духа: 1) Дух Божий, как третье лицо Святой Троицы; 2) Дух как ангел, в том числе как ангел падший; 3) Дух как одна из трех составляющая часть человека, наряду с душой и телом (2).

В современной постсоветской и во многом в зарубежной психологии нет четкого определения духовности, оно размыто. Духовное путают с душевным. Многообразие существующих смысловых значений слов "духовный" и "нравственный" требует более четкого определения их содержания. Рассмотрим данные понятия с позиции православной педагогики и антропологии, т.к.: " православная педагогика и антропология направляет развитие, воспитание на конкретную личность, которая связана ответственностью не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа; " традиционно православная педагогика и антропология обогащала педагогику, психологию светскую цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, развития гармоничной личности.

Понятия "нравственный" и "духовный" в православной педагогике определяется следующим образом: духовность - это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему и горнему миру; нравственность - это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие) (4).

Духовность есть стремление к экзистенции (способ бытия человека, центральное ядро "Я"), стремление к Абсолюту. Дух по существу своему начало самодеятельное и само определяющее; и притом - во всех сферах его жизни: воля в собственных решениях, понимание и собственные убеждения, чувства и любовь, творческое воображение. Против утилитарной интерпретации духа протестовал Г.Г. Шпет "Дух осуществляется в природе и душевности, возникает к реальному бытию в формах культуры. Дух - источник любви. Он реален не в себе, а в признании. В себе он только познается, в себе он только идея. Дух создается, а культура, искусство - реальное его осуществление". "Дух" в переводе "spirit" - лат., "animos" - греч., означает "движущийся воздух", "дуновение", "дыхание", "жизнь", является метафизическим ядром, определяющим качество жизни. В.И. Даль пишет: душа - бессмертное духовное существование, одарённое разумом и волей. "Доминанта души - внимание Духу" - указывал на важную значимость жизни души А.А. Ухтомский (5). Душа - дар моего Духа другим М.М. Бахтин. В русском языке "духовная память" была эквивалентна "завещанию".

Духовное развитие личности В.У. Бабушкин рассматривает через стратегии жизнедеятельности: творчество (внешняя деятельность) и аскетизм (внутренняя деятельность). "Духовность - это не болезнь" - заявляет философ М.К. Мамардашвили. Он писал, что человек способен оставаться самим собой только тогда, когда он постоянно преодолевает себя, превосходит (трансцендирует) себя, в том числе наперекор обстоятельствам и влиянию других людей. Принятию координальных решений личностного самоопределения, самоактуализации, гармонизации развития с окружающим миром, преодолению трудностей посвящены работы В.П. Бездухова, В.И. Слободчик. Проблему духовности Б.С. Братусь исследует в "создании системы ориентиров в мире". Во - первых, это познание внешнего мира, производства предметов, преобразование окружающего и, во - вторых это нахождение смысла своего бытия в мире. Духовность личности - в мере его желаний. Духовность предполагает активный деятельностный процесс целепологания и целеопределения, в ходе которых обнаруживается и раскрывается духовный пласт личностных образований (Т.И. Артемьева, В.С. Мерлин П.Я. Гальперин).

Основоположники религиозно - философского направления отечественной психологии рассматривают человека целого, во всей полноте его физических, психических и духовных проявлений. О триединстве человека говорит Апостол Павел "Ваш дух, душа и тело во всей целостности да сохранится без порока /Фессал. 5.23/". Святоотеческая "модель личности" выделяет в человеке две части: внешний, эмпирический, он же (ветхий, тленный человек /Еф. 4.22/) и внутренний (сокровенный). Только мера различения добра и зла позволяет человеку погружение в область бессознательного, чтобы не навредить себе. Святоотеческий взгляд на построение человека находит подтверждение в трудах доктора психологических наук. Т.А. Флоренской. В работе "Диалоги о воспитании и здоровье" пишет о соотнесении "наличного Я" и "духовного Я". Где "духовное Я" дает о себе знать голосом совести, а "наличное Я" горделивым самооправданием, обидой, уязвленным самолюбием. Отсюда влияние на исцеление природы человека будет более значительным, если оно будет вначале направленно на "духовное Я" (6).

Важнейшим признаком духовности, как писал А.А. Ухтомский, является "доминанта на Собеседника". "Доминанта души - внимание Духу" - указывал на важную значимость жизни души А.А. Ухтомский. Лишь в этом случае о человеке можно говорить как о лице (5). Н.А. Бердяев пишет, что духовность это сфера свободы. По В.С. Соловьеву "духовность личности заключается в перерождение плоти, спасении, воскресение ее". И.А. Ильин считает, что духовность выражается в "потребности священного - даре молитве - силе поющего сердца - жилище совести - местонахождении художественного вкуса - источнике правосознание - патриотизме и национализме - что является основой государственной великой культуры" (4).

Духовность вариабельна, может быть как позитивной, так и негативной направленности. Человек как существо активное и деятельное (т.е. в качестве духа) находится в ситуации выбора: либо принять мир, воспринимать себя как мыслящую и ответственную часть целого, либо отвергнуть мир, субъективно отгородиться от него, "отпасть" от живой жизни, как представляет в своей теории "диалогического общения" М.М. Бахтин. Самое главное заключается в том, что выбор жизненной стратегии "отпадения", "отгороженность" объективно низводит человека до положения "вещи среди вещей". Индивид может вбирать в себя духовность как родовое качество, соответствовать ему, а может и отторгать, и такую жизненную позицию индивида логично обозначить как ложную духовность, заменяющая подлинный смысл духовности на ложный смысл.

Проблема духовности, как сущностная характеристика человека, может быть разбита на отдельные "структурные единицы": человек - природа; духовное - телесное; осмысление действительности - свободы; нравственная способность человека - любить; качественно-осмысленная деятельность - творчество. Проблема духовности как способа бытия - это проблема ответственности перед будущим. Формирование духовной культуры есть основной признак становления личности. Духовно-нравственное воспитание и развитие - целенаправленная деятельность, связанная с приобщением внутреннего мира человека к Вышнему и горнему миру, с постоянным восстановлением целостной структуры личности, содействующая процессу самоопределения человека и совершенствования его в добродетели.

Поэтому духовные упражнения ума, чувств и сердца личности являются основным средством духовно-нравственного воспитания и развития. А основной формой - служение Богу, добру, служение людям.

Литература:

  • Архиепископ Лука (В.Ф. Войно-Ясенецкий). Дух. Душа. Тело. - М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский ин-т, 1999.
  • Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. - Почаев: Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2001.
  • Дорофей Авва. Душеполезные поучения. - М: Ладья, 2001.
  • Султанова Н.Н., Цилько Н.В. Программа. Духовно-нравственное воспитание дошкольников" - Печеры, 2003.
  • Ухтомский А.А. Доминанта. - СПб.: Питер, 2002 . Флоренская Т.А. Диалоги о воспитании и здоровье. - М.: Шк. пресса, 2001.