Как возникает внутриличностный конфликт
Православный семейный психолог

Как возникает внутриличностный конфликт


Киржанова Лариса Васильевна,
кандидат психологических наук

Как возникает внутриличностный конфликт?

Резкое изменение ценностных ориентаций связано с вхождением России в общемировое цивилизованное пространство. Образцы поведения, нормы общения, ценности, присущие прежде всего западной культуре, перенимаются довольно быстро, но не подкрепленные собственным опытом зачастую приводят к серьезным внутриличностным конфликтам. Ценностно-смысловые образования, вступая в противоборство на уровне соотношения "ценности" и "доступности", образуют внутриличностный конфликт - (ВК). Решение ВК высвобождает энергию, приносит радость и чувство удовлетворенности. Внутриличностный конфликт преодолевается пересмотром иерархии ценностных ориентаций посредством развития самокритического отношения к себе, адекватной оценкой своих возможностей, пониманием заслуг и возможностей других. Внутриличностный конфликт - столкновение противоположных ценностных ориентаций личности, ее потребностей, интересов, стремлений [8, с. 68]. Он возникает тогда, когда произошел дисбаланс в ценностно-смысловой структуре личности.

Внутриличностный конфликт - это поляризация позиций человека, свидетельствующая о борьбе смысловых образований и вызывающая индивидуальную степень дискомфорта до тех пор, пока один из полюсов не начинает доминировать. Во внутриличностный конфликт вовлекаются элементы целостной структуры личности (Я-концепция, мотивационная, эмоциональная сфера, смыслообразующая деятельность, отношения), которые выражают субъективные ценности и закрепляются в личностных смыслах [3, с. 20-32].

Основными причинами внутреннего конфликта являются трудности при выборе решения, неадекватное представление о себе. В научной литературе В.В. Козлов, Л.М. Митина, О.В. Кузьменкова, Г.И. Козырев, К. Хорни отмечают, что успешному преодолению внутриличностного конфликта способствует, принятие ценностей самоактуализирующейся личности, относительной независимости от внешнего влияния, выработка адекватной оценки ситуации, включающей в себя самооценку индивида и оценку сложности.

В исследованиях В.В. Столин определяет, что ценностно-смысловые образования личности, вступающие в противоборство и воспринимаемые индивидом как взаимоисключаемые, образуют внутриличностный конфликт (3). Когда одинаковые по содержанию действия и их последствия в разных видах жизненных отношений человека имеют разный личностный смысл, активность субъекта проходит в двух направлениях: познание внешнего мира, преобразование окружающего, с одной стороны, и нахождение смысла своего бытия в мире - с другой. Первое направление не несет в себе смысла своего существования, в отличие от сферы смыслообразования. Это создает общее противоречие между ситуативной ограниченностью человека и его потенциальной универсальностью, что на уровне индивидуального сознания проявляется в форме противоречия между Я-реальным и Я-идеальным [2].

Источники внутриличностного конфликта могут корениться, согласно К. Роджерсу, в противоречивых связях потребности в позитивном отношении и потребности в самоотношении, между интроецированными, но ложно осознаваемыми ценностями, и истинными бессознательными. Внутриличностный конфликт находит проявление в неконгруэнтной Я-концепции, которая проявляется в различии между феноменальным полем (реальность в ее субъективном восприятии) и объективной реальностью; несоответствием между Я-реальным и Я-идеальным. Конгруэнтность Я-концепции и различных аспектов Я достигается посредством самоактуализации. Функционально Я-концепция выполняет роли: способствует внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий [5]. Противоречивость Я-концепции, является источником поляризации смысловых образований. В.С. Мерлин рассматривает внутренние противоречия как один из важнейших факторов осознания своего "Я". Ю.М. Орлов указывает, что внутриличностный конфликт рассогласовывается с Я-концепцией, и одновременно возникают эмоции, способствующие либо более эффективной адаптации к социальному окружению, либо усилению чувства внутренней рассогласованности, нарушая гармонию и удовлетворенность жизнью и порождая различные компенсаторные действия [7].

Состояние внутреннего конфликта - это, прежде всего состояние "разрыва" в системе "сознание-бытие", а именно: между потребностью в достижении внутренне значимых ценностных объектов и возможностью такого достижения в реальности, которое указывает на степень расхождения между тем, что "есть", и тем, что "должно быть", между "хочу" и "имею", "могу".

Ученый Э. Берн, выделяя Родительское Я, Взрослое состояние Я и Детское Я, как три составляющие части, обусловливающие характер общения, приходит к выводу, что внутреннее напряжение развивается в результате деформации личности, когда одна из названных составляющих начинает подавлять другие [1].

Ряд ученых внутриличностный конфликт рассматривают посредством призмы духовных проблем. Согласно В. Франклу, среди таких духовных проблем лидирующее положение занимает "экзистенциальная фрустрация" - фрустрированное стремление человека к смыслу жизни или потеря этого смысла. "Ноогенный невроз" является следствием противоречий, возникших между "совестью" и "действиями" личности. Тогда как "стремление к смыслу" является противопоставлением психоаналитическому "стремлению к удовольствию". Духовная динамика проявляется в рамках полярного напряжения, где один полюс представляет собой смысл, цель, которая будет реализована, а второй полюс - человека, который должен осуществить эту цель.

Зарубежный психолог Р. Ассаджиоли различает духовные кризисы, вызванные духовными причинами как "прогрессивные" расстройства (например, моральные кризисы), и "регрессивные" расстройства (например, противоречия между сознательной личностью и низшими импульсами).

Русский религиозный философ С.Л. Франк внутриличностный духовный конфликт раскрывает в переходе от низшего Я к высшему Я: низшее Я (клубок страстей), среднее Я (личность делает выбор к преодолению низшего Я), высшее Я (осознание нравственного долга, духовного призвания).

Внутриличностный конфликт преодолевается пересмотром иерархии ценностных ориентаций посредством развития самокритического отношения к себе, адекватной оценкой своих возможностей, пониманием заслуг и возможностей других. На основе обобщения теоретического материала были выявлены показатели ВК в разных жизненных сферах у студентов:

1) сфера социальных достижений проявляется в активной, деятельной жизни, интересной работе;

2) сфера взаимодействия с окружающими людьми - включает в себя любовь (к близким, людям), наличие хороших и верных друзей;

3) сфера личностных возможностей и способностей - включает в себя здоровье (целостность личности), уверенность в себе;

4) сфера ресурсов познания, творческого подхода к жизни - включает в себя познание, творчество (возможность творческой деятельности)

Снижению уровня внутриличностного конфликта способствует:

  • выявление ценностно-смысловых ВК в разных жизненных сферах;
  • определение причин возникновения ВК у личности;
  • обучение навыку анализа ВК, ценностно-смысловых противоречий;
  • выработка оптимальной стратегии поведения.

Основные направления по снижению уровня ВК у личности следующие: информирование в вопросах причин образования ВК путем ценностно-смысловых образований, которые, вступая в противоборство, воспринимаются личностью как взаимоисключающие; осознание ВК, неудовлетворенности своим положением, которое может послужить усугублением психоэмоционального стресса, привести к невротизации; осознание, доминирующий эмоциональный фон, суждения и оценка относительно реального образа духовной личности; положительное принятие отношения к распределению ответственности в социальных и личностных взаимоотношениях, эмоциональных переживаниях, связанных с этим, и оценка себя как личности и гражданина общества с точки зрения ответственности; осознание личных переживаний, внутриличностного напряжения, эмоций страха; переоценка значимых событий; положительное отношение к людям, к себе, к труду; обучение основам саморегуляции. Главное - не давать готовых схем, шаблонов решения поставленных задач. Процесс актуализации потребностей - не внезапный, а постепенной актуализации более высоких потребностей, ресурсов личностного развития.

Внутриличностный конфликт требует выхода. Ф. Перлз писал: "Единственный выбор, которым обладает личность в этот момент ("эмпасс"-тупик), состоит в том, чтобы либо вернуться назад, попытавшись как-то вновь затушевать ситуацию постоянного ВК, либо позволить произойти тому, что называется "взрывом", - освобождению разрывающей его энергии и ее переходу в новое качество" [6, с. 10-12]. Решение ВК - это процесс глубоких внутренних преобразований.

Рассмотрим процесс поэтапного решения проблем для снижения ВК.

Для обучения навыку анализа внутриличностных конфликтов используется принцип построения проблемной ситуации, поскольку многому нельзя обучить прямо, где привычные способы действий не позволяют решить задачу, в результате осознается необходимость рефлексии, осмысления неудач. Рефлексия направлена на поиск причины затруднений, в ходе чего осознается, что используемые средства не соответствуют задаче, формируется критическое отношение к собственным средствам, затем к условиям задачи применяется более широкий круг средств, достигаются догадки, гипотезы, происходит интуитивное решение (на неосознаваемом уровне) данной проблемы (т.е. находится решение в принципе), а затем уже происходит логическое обоснование и реализация решения. К рефлексивному выходу приводит непонимание в общении, невозможность глубоко и полно охарактеризовать свою ситуацию. Войти в рефлексивную позицию, это как бы "приостановить" непрерывный процесс жизни и вывести за ее пределы. Осознание является условием рефлексии и мышления, поскольку оно дает понимание ситуации в целом. Когда человек входит в проблемную ситуацию и затем в рефлексивное исследование, проявляется новый навык, новая способность. Развитие рефлексивных навыков значительно повышает общий личностный уровень человека. Становление личности, развитие творческого мышления осуществляется посредством решения проблемных ситуаций по схеме: практическая деятельность - затруднения, фиксируемые с помощью проблемных ситуаций, - акты осознавания затруднений и проблемных ситуаций - последующая рефлексия с помощью критики действий - проектирование новых действий и реализация (выполнение) их. Например, упражнение: выбор нравственных категорий "друг-советчик": 1). Мои родители все время обсуждают мой образ жизни. Что посоветуешь? 2). Ты мой лучший друг, я хочу спросить по секрету: мне предлагают большие деньги, но работа, по-видимому, связана с доставкой наркотиков, хотя прямо об этом не говорят. Деньги мне очень нужны, а принимать наркотики я никого не заставляю. 3). Моя мама часто болеет. Я подыскала для нее замечательный дом престарелых, где за ней будет хороший уход, да и мне посвободнее. Она почему-то не хочет. Посоветуй что-нибудь. 4). Мой возлюбленный меня бросил. Я беременна. Как ты думаешь, сделать ли мне аборт, только скажи прямо? 5). Меня мучает совесть по поводу некоторых моих поступков в прошлом. Иногда просто плакать хочется. Что мне с этим делать? и т.д.

Формирование жизненной позиции личности означает развитие его рефлексии, осознание себя субъектом деятельности, носителем определенных общественных ценностей, специально полезной личности.

Для выработки оптимальной стратегии поведения, снижения ценностно-смысловых противоречий используется деловая игра. В концепции А.А. Вербицкого и его последователей (О.А. Анисимов, Ю.В. Громыко, С.Д. Неверкович, А.А. Тюков) она является обучающей. Это форма знаково-контекстного обучения, в которой участники осуществляют "квазипрофессиональную деятельность, несущую в себе черты, как учения, так и труда". Структура игровой модели: сценарий игры (создание "катастроф", задание поведенческих противоречий), система оценивания (система критериев, баллов, визуальное представление результатов оценивания).

Справиться с внутренними противоречиями помогает осмысление жизненной позиции на основе "ситуации выбора". В научных исследованиях, посвященных личности, показывается противоречивость внутреннего мира, сложность нахождения своей самобытности и формирования яркой, высококультурной индивидуальности. Джейн Ловингер попыталась описать процесс формирования людьми связных, непротиворечивых представлений о себе в иерархической модели, от низшей к высшей стадии, в которой досоциальной и импульсивной (интерес к удовлетворению своих потребностей, представление о мире эгоцентрично и конкретно), самозащитной (выгода и манипуляция окружающими, обман, контроль, господство), конформистской (судит о себе по внешним обстоятельствам, человек пытается избегать осуждения людей, чувство стыда, если этого не удалось), сознательной как переход к рефлексивному мышлению (суждение о своих достижениях, идеалах, исходя из собственных принципов, обязательно руководствуясь нормами сверстников или авторитетных лиц, зависят от контекста), автономной (осознают внутренний конфликт между своим и чужим восприятием одних и тех же событий, способны понимать других, признают право на их собственное решение); интегрирующей (способны уважать и принимать конфликтующие требования как внутри себя, так и в отношениях с другими, ценят, что люди не похожи) по мнению Д. Ловингер этой стадии достигают менее 1% всех взрослых [4, с. 193-194].

Внутриличностный конфликт преодолевается посредством молитвы, приобщения к Святым таинствам, пересмотра иерархии ценностных ориентаций, развития самокритического отношения к себе, относительной независимости от внешнего влияния, принятия ответственного решения и определения перспектив самореализации, выработки адекватной оценки ситуации, своих способностей, понимания заслуг и возможностей других. Снижения уровня внутриличностного конфликта будет успешным, если снизить внутриличностное эмоциональное напряжение посредством оценки отношения к сферам деятельности, принятия ответственности за результат и удовлетворенность тем или иным видом деятельности, приводящим к личностному развитию. Для создания оптимистической картины мира личности необходимо научить использовать имеющиеся ресурсы для выработки механизмов совершенствования навыков проблемного разрешения в аналогичных ситуациях в будущем.

Решение внутриличностного конфликта высвобождает энергию, приносит радость и чувство удовлетворенности.

Литература

  • 1. Берн Э. Трансактный анализ и психиатрия. - СПб.: Питер, 1993.
  • 2. Братусь Б.С. Анатомия личности. - М.: Мысль, 1988.
  • 3. Грешнев Д.В. Психологические основы внутриличностного конфликта: Дис. … канд. психол. наук. - Тамбов, 2002.
  • 4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ.вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997.
  • 5. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000.
  • 6. Новодержкин Б.А., Романенко О.К. Гештальт психология // Практический психолог (тематическое приложение). - М., 1997.
  • 7. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991.
  • 8. Психологический словарь / Под. ред. В.Н. Копорулиной, М.Н. Смирновой, Н.О. Гордеева и др. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003.
  • 9. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия / Роджерс К., Дорфман Э., Хоббс Н., Гордон Т. - М.: Рекл-бук, Ваклер, 1997.