СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ
Православный семейный психолог

СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ


Киржанова Лариса Васильевна,
кандидат психологических наук

Что приводит к уходу в иллюзорные фантазии?

Последние десятилетия в молодежной субкультуре наблюдается тенденция негативных социальных идеалов, ценностей и ожиданий, обусловленных тем, что культурное пространство нередко воспринимается новым поколением как досуг и развлечение, а не труд (духовный, нравственный, интеллектуальный, физический). Низкий уровень культуры, переживание внутриличностного конфликта, высокая тревожность, неустойчивость жизненных ориентиров, недостаточное развитие коммуникативных способностей, навыков саморегуляции приводит к стрессам, нервно-психическим нарушениям, что является причиной прогрессирующей невротизации подрастающего поколения. В настоящее время около 2,5 миллионов наших сограждан состоят в 5000 различных организациях нетрадиционной культовой направленности с последующей психологической зависимостью, обращение к которым дает лишь временное обретение сил [7].

Основная причина массовости погружения в иллюзорное восприятие действительности, искаженное восприятие ценностей относительно традиционных ценностей, заложенных в отечественной культуре, заключена в сдерживающих механизмах регулирования религиозного сознания общества посредством политических установок.

В силу освобождения от жестких политических рамок, структурирующих сознание психики, появился свободный доступ к потоку духовно-безнравственной информации, который определяет ситуативную направленность личности. Полки книжных магазинов в нашей стране завалены оккультной литературой. Появились образы героев книг, фильмов, мультфильмов, направляющих молодое поколение в мир иллюзий и колдовства, и самого черного оккультизма. Одним из таких героев является Гарри Поттер, который побеждает страх, неуверенность в жизненных ситуациях с помощью магии. Современная молодежь использует обереги, талисманы, всевозможные аксессуары, чтобы чувствовать себя защищенным «на успех» в жизни.

В психологическом плане погружению в иллюзорное восприятие действительности больше подвержены те, кто испытывает неудовлетворенность в себе, кто, как заметили еще древние, переживает «постоянные колебания души между надеждой и страхом», т.е. находится в состояние внутриличностного конфликта [1]. Многое решает мировосприятие, мироощущение, предрасположенность к иллюзиям и связанный с ней психический настрой [5]. Иллюзорное восприятие действительности может привести личность к невротическому поведению, когда каждый знак интерпретируется, и в этом будет поиск самоуспокоения. Неуверенность в положительном исходе событий, страх перед будущим, неответственность за свои поступки, неориентация во времени приводят личность к простому ответу на сложные жизненные вопросы. Иллюзорное восприятие действительности – это своеобразная форма психотерапии, выработанная в народном опыте форма «культурной» защиты, ослабляющая волнение, страхи, неуверенность в будущем, чтобы признать и понять свои внутренние проблемы без затраты личных усилий.

Неодухотворенная душа будет предаваться «страху» или «успокоению», она будет «предчувствовать» и питать суеверия, будет во власти «мечтаний», «волнений», может выработать себе личные или коллективные «обряды» [3]. Зависимость от суррогатных средств – это путы, которые человек надел на себя, по своей ли вине или по необходимости, по большому уму или по глупости, но в которых он должен жить или умереть, если не сможет преодолеть их в своем сознании [8]. Лучшая защита от манипуляции сознанием – это духовные ценности, четкие нравственные принципы и т.д. Чем более ортодоксально (с греч. – «православно») духовен человек, тем сложнее навязать ему ненужную, вредную информацию. Он будет защищаться, отвергать то, что не соответствует духовным устоям [2; 6].

Взрослое поколение должно учить молодежь искать причины жизненных трудностей внутри себя, находить резервы для полезных изменений, избегать зависимости от суррогатных средств, посредством более глубокого понимания реальной жизни и самого себя, путем личностного развития, приобретения ценностей традиционной духовной культуры заложенных в православии, формирования устойчивых жизненных ориентиров.

Литература

  • 1. Большой энциклопедический словарь / Под. ред. А.М. Прохорова – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – С. 73.
  • 2. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. – М.: Менугрер росиздательство, 1998. – С. 6–15.
  • 3. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. – М.: ТОО «Рарогъ», 1993. – С. 95–105.
  • 4. Кондратьев Ф.В. Подсознательные формы коллективного реагирования и поведения в новых «конфессиональных» группах на современном социокультурном фоне // Практическая психология. – 1997. – № 4. – С. 94–102.
  • 5. Мезенцев В.А. О суевериях всерьез. – М.: Советская Россия, 1989. – С. 207–240.
  • 6. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. – М.: Школа – Пресс, 1994. – С. 190.
  • 7. Пронин И.П. Деструктивно-тоталитарные культы // Вопросы психологии. – 2003.– № 6. – С. 81–96.
  • 8. Толковый словарь живого великого русского языка: В 4 т. / Авт. сост. В.И. Даль. – М.: Рус. яз., 1998. – Т. 1. – С. 119; Т. 4. – С. 356.