СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ
Православный семейный психолог

СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ


Киржанова Лариса Васильевна,
кандидат психологических наук

Тревожность – страх – стресс – невроз

Ряд ученых связывают природу происхождения тревожности с психологическими проблемами, в которых прослеживается связь между категориями «страх» и «религия». В психологическом словаре тревога определяется как эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги [4, c. 407]. В отечественной психологии проблемой тревожности занимаются Н.В. Имедадзе, А.Е. Личко, Н.В. Мясищев, И.А. Мусина, А.М. Прихожан, Ю.А Ханин. Для человека нашей культуры базальная тревожность является нормальным явлением. Большинство авторов рассматривают тревожность как эмоциональное явление, разновидность аффективного переживания, которое имеет специфические свойства проявления в вегетативной системе, оказывая влияние на двигательную, эмоциональную, волевую сферу, формирование личности. Особенности проявлений в поведении: напряженность – тревожность – страх – стресс – невроз. Тревожность – первичный показатель неблагополучия, когда организм не имеет возможности естественным образом реализовать потенциал, характеризуется напряжением, беспокойством. Она, как и остальные феномены, может быть скрытой силой, приводящей личность к помутнению сознания (алкоголь, наркотики), к снятию ответственности за порученное дело. Причиной может быть неспособность получить удовольствие. Это реактивное замещение заканчивается для индивида плачевно [6].

Увеличение уровня тревожности свидетельствует о повышенной склонности к проявлению состояния тревожности в ситуации оценки компетентности, где внутреннее напряжение не позволяет открытого выражения своих чувств, приводит к переживанию субъективно нейтральных ситуаций как содержащих угрозу самооценки личности, представлениям о себе, личностным интересам и ценностям.

Зарубежные психологи А. Маслоу, К. Хорни, Э. Фромм находят взаимосвязь тревожности с самостоятельностью в выборе жизненного пути, способов собственной деятельности. Страх представляет собой чистый эффект, а тревога представлена в субъективном переживании в более расплывчатой, неопределенной форме, она, таким образом, оказывается тесно связана с низкой терпимостью к неопределенности, высокой чувствительностью к неоднозначным, неопределенным ситуациям. Люди способны отказаться от реализации своего потенциала, это снижает уровень беспокойства, делает жизнь более предсказуемой, менее тревожной [8, с. 10].

Согласно концепции Ч.Д. Спилберга, следует различать тревожность как состояние и как свойство личности. Тревожность как состояние – реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределенным ощущением угрозы в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определенную опасность. Тревожность как свойство – индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Выявлены следующие положения тревоги: ситуации, представляющие определенную угрозу или личностно значимые; интенсивность переживания субъективной тревоги как неприятного состояния пропорциональна степени угрозы или значимости причины переживаний; ситуация тревоги сопровождается изменением в поведении, что приводит к выработке механизмов защиты [7, с. 309–311]. Процессуальная тревога включает следующие компоненты времени: стресс, восприятие угрозы, состояние тревоги, когнитивная переоценка, механизмы перекрытия, избежания или психологической защиты. Этот процесс, который может вызываться как внутренними, так и внешними стрессогенными факторами, оценивается субъектом как опасность.

Тревожность как субъективное состояние проявляется вместе с угрозой экзистенции, осознанием потери себя и своего мира. Угрожающим может быть не только осознание факта смерти, но и появление любой новой возможности для духовного развития – а новое всегда «угрожает» устоявшемуся порядку и спокойствию. Стремление сохранить первичный порядок и избежать тревожности часто приводит к отверганию открывающихся возможностей в мире. Отказ от выбора означает отказ от свободы, которая также является могучим источником тревожности [5]. Ф. Перлз дополняет анализ исследования тревожности как процесса, определяя интенсивность тревожности пропорционально смыслу, который для индивида имеет определенная ситуация. Тревожность проявляется тогда, когда не определены смысложизненные понятия. Р. Мэй определяет тревожность как состояние человеческого существования в конфликте с небытием, который З. Фрейд мифологически изобразил в инстинкте смерти. Это борьба против чего-то в самом себе, борьба за существование, реализацию своих возможностей.

Непознанный окружающий мир обладает максимальной неопределенностью и потому вызывает у человека страх и тревожность, что вынуждает познавать мир, творить посредством субъективного смысла и значения и снижать тем самым его неопределенность [9, с. 40]. Страх есть отрицательное движение души, – душевный спазм растерянного и беспомощного существа, судорога уничтожаемости, ведущая к унижению, ненависти [3]. Некоторые мыслители связывают чувство страха, тревожности с религией (Б. Паскаль, Р. Кьеркегор, Ж.-П. Сартр). Страх силен в «нет» и немощен в «да». Строить религию на страхе – значит также исключить из нее начало Духа, призванного к преодолению страха, и начало достоинства, несовместимого с унижениями инстинктивного ужаса. Религиозный акт, построенный на страхе, ведет по ложному пути [2, с. 97]. По словам Ж.-П. Сартра, «страх порождается переживанием собственной свободы, он возникает не оттого, что я могу упасть в пропасть, а оттого, что я могу в нее броситься». С. Кьеркегор определяет тревожность как «опьянение от свободы», при этом определяя путь к совершенству отказом от разума в пользу веры. «Человек сознателен ровно настолько, насколько он не скрывает от себя страха» – А. Канью [3, с. 67–69].

Исследуя структуру и причины возникновения тревожности, можно прийти к выводу, что существует связь между смысложизненными понятиями, реальным осознанием окружающей действительности и тревожностью. Патологичная тревожность равнозначна неврозу. Это отказ от подлинного бытия, от актуализации, тип самоутверждения, в основе которого – стремление защититься от бытия, скрывшись от реальности. Переживание собственной беспомощности и незащищенности, являются одновременно следствием и причиной тревожности, которые могут создать ловушки страха и загнать в нее человека и общество – вот почему поиск преодоления тревожности составляет главную заботу тех областей науки и практики, которые помогают самореализоваться, преодолеть невротические нарушения.

Внутренняя неудовлетворенность требует выхода. Существуют четыре способа бегства от тревожности: разрыв связи между состоянием тревожности и ситуацией, где страх может быть вытеснен с помощью ритуальных действий; уход в фантазии; проявление односторонней увлеченности; агрессивность, в душе появляется внутренний конфликт; апатия, безынициативность, «эмоциональная амнезия» – инфантильность, уход от реальности; превращение тревожности в заболевание [5]. Нейрофизиолог П.В. Смирнов предложил информационную теорию эмоций, согласно которой эмоции возникают в случаях, если ситуация не совсем понятна для субъекта. Возникающую тревогу предупреждают научные знания, прочные навыки деятельности. Заблаговременное моделирование обстановки и своих действий, их прогнозирование помогают личности уверенно решать сложные ситуации [1, с. 183].

Основные пути выхода из состояния тревожности: молитва, святые таинства, информированность, катарсис – очищение негативных эмоций посредством увиденной трагедии; эмоциональное переживание посредством присоединения с героями положительными и отрицательными; увеличение нравственно-этического положительного чувства путем познания подвигов подвижников отечественной культуры; сказки, притчи, народная мудрость – механизм предупреждения иррациональных страхов; осознание отрицательных форм избегания тревожности.

Психологические направления снижения уровня тревожности у личности: физическая нагрузка, бег стационарный трусцой, разговор с близким человеком, чувство юмора, переоценка значимых событий; изменение отношения к себе, людям, труду; «восстановление чувства любви»; «полное использование способностей, возможностей, талантов личностью»; «стремление к личностному росту и самоактуализации».

Таким образом, снижение уровня тревожности (негативного по окраске эмоционального состояния, связанного с внешней ситуацией, воображаемой опасностью), предполагает снижение проявления тревожности в поведении, излишнего напряжения, неуверенности, псевдорелигиозного страха, восполнение дефицита знаний о себе.

Литература

  • 1. Евдокимов В.И., Марищук В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. – СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001.
  • 2. Ильин В.В., Пожарский С.Д. Философия и акмеология. – СПб.: Питер, 2003.
  • 3. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. – М.: ТОО «Рарогъ», 1993.
  • 4. Психология: Словарь / Под. ред. А.В. Петровского, Н.Г. Ярошевского. –2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990
  • 5. Прихожан А.О. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности: Дис. … д-ра психол. наук. – М., 1996.
  • 6. Райкова И.Ю. Тревожность школьников в условиях социально-экономического кризиса, от подростка к юношескому возрасту: Дис. … канд. психол. наук. – Пермь, 2000.
  • 7. Словарь-справочник по психодиагностике / Под. ред. Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозова. – СПб.: Питер, 2003.
  • 8. Скворцова М.В. Самоактуализация и тревожность как факторы межличностных отношений студентов гуманитарных специальностей: Автореф.дис. … канд. психол. наук. – Самара, 2004.
  • 9. Снетков В.М. О структуре коммуникации человека // Аудиокультура в образовании: Материалы науч.-метод. семинар – СПб., 2001.