СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ
Православный семейный психолог

СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ


Киржанова Лариса Васильевна,
кандидат психологических наук

Причины развития «оккультной болезни»

Сегодня многие начинают понимать опасность, которую несут оккультно-мистические организации для личности, семьи и общества. Основная причина обращения в оккультно-мистические организации является сформированная доминанта зависимости от мнения родителей в детстве. Особенность семейного воспитания определяет дальнейший ход развития личности. По мнению Э. Эриксон, если ребёнка слишком много стыдят, это приводит к возникновению у него чувства непристойности, и тайного стремления постараться убраться вон со всем тем, что имеешь, пока тебя не видят». Абсолютное большинство людей, страдающих зависимостью, не имели в детстве возможности сказать «нет» своим родителям, т.е. дать ответ личности, принявшей решение и ответственность за это решение. Зависимость от влияния деструктивного культа, суррогатных средств и др. характеризуется устойчивым психофизическим и духовным состоянием, утратой свободы воли, где полностью меняется восприятие реальности. Предупредить возникновение и развитие зависимости возможно практически на 100% [5, с. 28–35].

Неправильное отношение к оккультно-мистическим учениям приводит к образованию зависимости. Под зависимостью понимается подчиненность, несамостоятельность, зависимое (подневольное) положение, подчиненность другому человеку при отсутствии самостоятельности, свободы [7, с. 202]. Такая зависимость от другого человека, становится патологическим состоянием влияющим на созависимого. По мнению О.А. Шороховой, Ш.В. Круз, созависимость – это специфическое состояние, которое характеризуется зависимостью (эмоциональной, социальной, иногда физической) от человека или предмета. Для созависимого состояния характерно: заблуждение, самообман, компульсивные действия, замороженные чувства, низкая самооценка, нарушение здоровья [12, с. 7].

Психологическую зависимость от оккультно-мистических учений можно охарактеризовать как особое, духовное, психическое состояние человека, существенно меняющее его мироощущение, функционирование и восприятие реальности (поверья, магия, астрология, псевдодуховные учения).

Одним из психологических моментов обращения к поверьям являются трудности в сложной ситуации, в которых нужно принимать незамедлительное ответственное решение. Поверьем называют всякое укоренившееся в народе мнение, понятие, без разумного отчета в его основательности [10, с. 357]. В молодежной среде есть поверья как остаток или памятник язычества, они держатся только потому, что сохранилась привычка обращаться к природе, к поверьям языческого дохристианского баснословия, остатку этноса тех времен. Есть поверья, которые придуманы для того, чтобы заставить окольным путем делать или не делать того, чего от личности прямым путем добиться было бы гораздо труднее. Запугав и поработив умы, можно заставить их повиноваться. Поверья используют как умничанье или желание знать больше других и указывать, как и что делать, или доискиваться причин непонятного явления. Разного рода поверья позволяют думать, что конкретный человек мало что может изменить в себе, таким образом, у студентов может происходить оправдание собственного безделья и пороков.

История возникновения магии уходит в древние века и находит свои корни в язычестве. О том, что магия несовместима с традиционной верой в Бога, пишется и в Ветхом, и в Новом завете. Магия и религия не одно и то же. Магия ищет сверхчеловеческую силу, власть посредством приобщения к таинственным сферам и стихиям, независимо от их духовного качества и достоинства, не Бога и живого отношения к Нему, а богоравного могущества для человека, протягивающего руку к власти от гордости и самовозвеличения. Поэтому магия есть действие не религиозное, а демоническое. Всякое самосильное посягательство на сверхчеловеческую силу, ведущее личность к тайнодействию и тайноборчеству, ведет мимо совершенства, уводит от духовного подлинного опыта [4, с. 99].

В молодежной среде магия приобрела массовый характер. Особая опасность грозит молодому поколению от проявления неоязычества – знахарей, экстрасенсов, йогов, цигунистов, колдунов, гадалок. К «целителям» люди идут по психологическим причинам в поиске сострадания. Они обычно обаятельны, притягивают к себе. Их выступления проводятся в состоянии массовой экзальтации и привлекают людей с неуравновешенной психикой. Простейший способ для «экстрасенса» – объяснить собственные проблемы личности, ухудшение настроения после общения с неприятным человеком как «энергетический вампиризм», «сглаз», тем самым свалив причину на ближнего [1, с. 224–232].

Одним из опасных явлений современности стали распространяемые в молодежной среде псевдодуховные учения. Личность может получить псевдодуховный опыт, становясь участником группы, в которой она подвергается приемам манипуляции сознанием. [2; 9]. По мнению С. Хассена, «способность человека к самодеструктивному поведению и погружению в иллюзорные миры связана с отсутствием у него жесткой, генетически предопределяемой программы жизнедеятельности и привязки к специфической экологической нише» [11, с. 28]. С. Хассен выделяет три стадии достижения контроля над сознанием: процесс разрушения личности (негативная самооценка, сомнение в собственной идентичности, применение трансовых техник, физиологические манипуляции, дезориентация), процесс идеологической обработки (пошаговое создание и навязывание «идентичности», использование техник изменения поведения, мистическая манипуляция, использование данных на основании личных признаний); процесс укрепления новой личности (укрепление новой при одновременном избавлении от старой, изменение внешнего вида и норм поведения в соответствии с правилами секты). В теории когнитивного диссонанса Леона Фестингера (1950) имеются три компонента: контроль поведения, мыслей и эмоций. Психологическое исследование показало, что при изменении одного компонента изменятся остальные в целях уменьшения когнитивного диссонанса [11, с. 82–90].

Сегодня появилась новая проблема – это внедрение оккультных знаний в научную и практическую психологию, множество технологий манипуляции сознанием, которые относятся к разряду «культов неразумия» (дианетика Хаббарда, ребефинг и др.), где все заканчивается обычным «промыванием мозгов» и уходом от реальности. Такие группы заинтересованы не в постижении истины, а в наборе в свои ряды новых членов. Преодоление душевных недугов никогда не лежит на пути «избегания» окружающего мира.

Семя засыхает там, где человек «не имеет в себе самом корня и непостоянен». Иметь же в себе корень своей веры, значит, быть религиозно автономным. Человек осмеял свою духовность и разложил этим свой религиозный орган. Ему остались только те суррогаты духовности, которые имеют некоторое «наукообразие» (например: астрология, антропософия) [4, с. 95–105].

В психологическом словаре понятие «астрология» трактуется как наука о влиянии космических процессов и тел на земную жизнь, поведение людей [8, с. 37]. Многие люди из-за путаницы в голове умудряются сочетать хождение в церковь и следование астропрогнозам. В результате плодятся предрассудки, и наблюдается дальнейшее «оболванивание народа» мистиками. Раньше людей учили верить в светлое будущее всего человечества. Коммунистические идеалы для многих рухнули, на смену пришла абсурдная вера в потусторонний мир, НЛО, влияние звезд. Кто-то привыкает к тому, чтобы его обманывали колдуны, астрологи, часть из которых с уголовным прошлым и т.д. Астрологов делают популярными, их прогнозы освещаются в СМИ. Клиенты астрологов – это люди, для которых разумные доводы аргументом не являются. Хочется отметить, что страх быть «увиденным насквозь», «полностью понятым» типичен для шизофреников. Важно своевременно понять, что астрологи обманывают людей, усиливают их психологические проблемы, уводя от реальной действительности.

Термин «оккультная болезнь», или «оккультное поражение» введен профессором, доктором медицинских наук, руководителем реабилитационного православного центра А. Берестовым. Это тяжелые последствия лечения людей у экстрасенсов, биоэнергетиков, колдунов; сюда же относятся те, кто попал в псевдодуховные группы, учения. Проявление этой болезни заключается в следующем: по прошествии нескольких месяцев (по наблюдениям А. Берестова) болезнь возвращается с новой силой, поражает другие органы, начинают развиваться тяжелые психические нарушения, приводящие подчас к самоубийству. Нередко заболевают другие члены семьи, появляется страх за близких, вызывает страх езда в транспорте и др., слышат «голоса», которые повелевают что-то делать, происходит снижение иммунитета, развиваются онкологические болезни. Все это опасно для жизни [1, с. 193].

Человеку необходимо искать причины жизненных трудностей внутри себя, находить резервы для полезных изменений, избегать зависимости от форм оккультно-мистических учений в более глубоком понимании реальной жизни и самого себя, путем приобретения ценностей духовной культуры в православной вере, личностного совершенствования и развития, формирования устойчивых жизненных ориентиров.

Список литературы

  • 1. Авдеев Д.А., Неверович В.И. Наука о душевном здоровье. – М.: Наука, 2001. – С. 192; 224–234.
  • 2. Доценко Е.Л. Манипуляция: психологические понятия // Психологический журнал. – 1993. – № 4. – Т. 14. –С. 138.
  • 3. Дронов. М. Авва Дорофей против Д. Карнеги. – Льялово, 2003. – С. 15–21.
  • 4. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. – М.: ТОО «Рарогъ», 1993. – С.95–105.
  • 5. Ильин В. Пока беда не вошла в дом. – Иваново: Свет православия, 2000.– С. 28–35.
  • 6. Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность: Дис. … д-ра филос. наук. – М., 2000. – C. 182–183.
  • 7. Ожигов С.И. Словарь русского языка / Под. ред. Л.Ю. Шводовой – М.: Русский язык, 1991. – С. 202.
  • 8. Психологический словарь / Под. ред. В.Н. Копорулиной, М.Н. Смирновой, Н.О. Гордеева и др. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003.– С. 37; 228.
  • 9. Полищук Ю.П. Влияние деструктивных религиозных сект на психическое здоровье и личность человека // Практическая психология. – 1997. – №1. – С. 93–97.
  • 10. Толковый словарь живого великого русского языка: В 4 т. / Авт. сост. В.И. Даль. – М.: Рус. яз., 1998. – Т. 1. – С. 119; Т. 4. – С. 357.
  • 11. Хассен С. Освобождение от психологического насилия. – М.: Олмопресс, 2002. – С.28; 82–90.
  • 12. Шорохова О.А. Жизненные ловушки зависимости и созависимости.– СПб.: Речь, 2002. – С. 7.