Православный семейный психолог


Киржанова Лариса Васильевна,
кандидат психологических наук

Порождение греха и его плоды в теле, душе, духе

Что же происходит на духовном уровне при образовании зависимости? Об этом явлении очень мало пишется в психологической литературе, гораздо больше эта проблема исследована в трудах Святых отцов.

Совершается грех прежде всего в таинственной глубине человеческого духа, но последствия его поражают всего человека. Грех отражается и на физическом здоровье творящего его, и на внешнем облике. Грех неизбежно выходит за пределы индивидуальной жизни и отягощает окружающих.

Грех, как корень всякого зла, близок к образованию зависимости. Совершаясь в глубине человеческого духа, грех возбуждает страсти, дезорганизует волю, выводит из-под контроля сознания эмоции и воображение. По отпадении от Бога произошло, и должно было произойти, смятение во всем составе человека: дух, отделившись от Бога, потерял свою силу и подчинился душе, душа, не возвышаемая духом, подчинилась телу. Человек всем существом своим погряз в чувственность.

Болезни телесные, а в особенности душевные - это следствие греха. По мнению православного психотерапевта Д. Авдеева "взаимоотношения между грехом и болезнью достаточно сложны". Попытаемся затронуть некоторые аспекты. Грех определяет соответствующую духовную почву для возникновения зависимости. В дальнейшем физические, психические и духовные проявления могут зависеть от особенностей характера, условий жизни и воспитания, нейрофизиологических предпосылок, а также различных стрессов и других обстоятельств, многие из которых остаются неизвестными.

Обратимся к трудам епископа Феофана Затворника Вышенского, который пишет: "что значат, например, обыкновенные у нас слова: сделал бы, да не хочется; или: пусть это не очень хорошо, но мне очень хочется; или: сердце не лежит; поди ты с сердцем; или: поверил бы, но разум не покоряется, ум царь в голове, куда деваться мне с моим разумом? Эти и многие другие выражения значат, что силы сии перестали быть во власти человека, но или управляются сами собою, или подлежат влиянию сторонней силы. Отпадши же от лица человека, они потеряли взаимную точку соединения, а вместе с тем перестали получать и взаимную друг от друга помощь и не имеют уже того, чем одна обыкновенно пользуется от других. Так, разум заоблачен, мечтателен и отвлечен, потому что не удерживается сердцем и не правится волею; воля своенравна и безсерда от того, что не слушает разума и не смотрит на сердце; сердце неудержимо, слепо и блажно, потому что не хочет следовать указаниям разума и не отрезвляется силою воли. Но мало того, что сии силы потеряли взаимную помощь, они приняли некоторое враждебное друг против друга направление, одна отрицает другую, как бы поглощает ее и снедает. Оттого преобладание сердца имеет с собою в связи слабость ума и непостоянство воли, как бы бесхарактерность; преобладающее стремление к познаниям ведет за собою ослабление деятельности и беспечность воли и нечувствие или холодность сердца; преобладание воли всегда сопровождается односторонним направлением, упорным, не внимающим никаким доводам: там душа не слушает никаких убеждений и недоступна для потрясений сердечных. Таким образом, внутренний мир человека грешника исполнен самоуправства, беспорядка и разрушения".

Грех назван ядом: и точно, он есть яд. Как ржа съедает железо, так он съедает душу и тело. Он отнимает у ума живость, сообразительность, быстроту, у воли - крепость и стойкость, у сердца - вкус и такт. Ядовитость же греха для тела в сем очевидна. В сем отношении человек, работающий греху, есть то же, что умирающий или томящийся предсмертно. Как ощутимо это выражается в безпрерывном, безотрадном состоянии человека грешника! Жизни свойственна радость, но нет радости у нечестивого.

Предупредить возникновение и развитие зависимости возможно практически на 100%, а преодолеть ее очень сложно. Результат будет более успешным, если задействовать все целостные структуры личности (физиологический, психологический, духовный уровень). Процесс преодоления зависимости от суррогатных средств на физическом и психологическом уровне должен быть направлен на изменения которые, протекают в сознательной, волевой, эмоциональной, интеллектуальной сфере, на восстановление системы психофизиологической саморегуляции (эмоциональная стабильность, снижение напряженности) форм навыков самоконтроля за состоянием; восстановление положительной и адекватной Я-концепции, форм навыков контроля за потребность в иллюзорном представлении о себе и окружающем мире; изменение представлений и ценностей в отношение сфер межличностных и трудовых отношениях; формирование коммуникативных навыков и более гибкой ролевой структуры поведения. Духовный уровень должно обогащать молитвой, покаянием, постом, причастием, что приведет к "стяжанию Духа Святого".