Понятие об этике нравственности и морали
Православный семейный психолог

Понятие об этике нравственности и морали


Священник Владимир (Аксенов)

Понятие об этике нравственности и морали.

"Современная медицина - это уникальная форма синтезирования достижений фундаментальных и прикладных отраслей естествознания. Но от "чистого" естествознания медицину отличает то, что она работает не с "веществом", "полем" или "информацией", а с человеком, знания о котором не ограничивается естествознанием, но предполагает нравственное измерение.

Нравственность - это код человеческих отношений. Не удивительно поэтому, что религиозная культура, а также любая фундаментальная философская система обладает "ключом" к расшифровке этого кода, то есть включает в себя этику. Латинское слово ethice означает - учение о нравственности, то есть систему непротиворечивых суждений об основаниях, смысле и назначений морали". [3, с.15]

Понятие нравственности и морали многими рассматриваются как синонимы, однако это не совсем так. Слово нравственность происходит от корня слов нрав или норов, что скорее указывает на природу характера человека. Характеры же бывают разные и не всегда заключают в себе положительные качества.

Мораль - это сосредоточение добрых нравов, некий эталон поведения в обществе и связанных с ним суждений и понятий. Поступок человека может быть нравственным, /то есть соответствующим его норову или характеру/, но аморальным. Например, суицидальная попытка исходит из особенностей природного характера человека, то есть нравственна, но осуждается обществом, то есть аморальна.

Чаще всего в своих поступках человек испытывает постоянное борение своего нрава /природы/ с моралью /чувством долга или ответственностью перед обществом/. "Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу не делаю, а злое, которое не хочу, делаю." (Рим. 7:18-19). Поэтому можно сделать вывод, что этика является результатом борьбы человеческого естества с глубинным животным началом своей природы за сохранение собственного достоинства. "Современные исследования свидетельствуют, что "индивиды и культуры не очень глубоко различаются в отношении того, что они считают конечными этическими ценностями".

К непреходящим этическим ценностям относятся милосердие, забота, сочувствие, спасение жизни. Именно эти ценности являются центральными и определяющими для профессиональной врачебной или медицинской морали" [3, с.16]. Однако возникновение той или иной формы профессиональной морали или этики является результатом взаимодействия реальной практической деятельности и ее идеальных результатов. Различие форм практической деятельности определяет различие форм прикладного этического значения /педагогическая этика, юридическая этика и т.д./. Часто профессиональная этика под воздействием идеальных результатов отклоняется от общепринятых представлений. Это отклонение имеет форму повышенного значения того или иного морального принципа. Для медицинской этики это отказ врача от индивидуального блага /будь то благо материального характера или чувственного/ и стремление к достижению максимально возможного блага пациента. Умение подчинить себя интересам больного, милосердие и самоотверженность - это не просто заслуживающее уважение свойство личности врача, а свидетельство его профессионализма. Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение и понятие биомедицинской этики.

Биомедицинская этика - это неотъемлемая составляющая часть врачебного профессионализма, заключающаяся в умении использовать все имеющиеся научно-медицинские знания на пользу интересов конкретного больного, не опускаясь при этом ниже общепринятого уровня морально-этических норм общества.

Из этого определения видно, что состояние биомедицинской этики напрямую связано с моралью существующего общества. Чтобы убедиться в этом, нужно рассмотреть различные исторические модели биомедицинской этики.

Литература:

  • Биоэтика. Pеферат // Интернет
  • Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ. Дух, Душа и Тело., - Киев.: Св. Льва, Папы Римского. 2002. - 149 с.
  • Силуянова И.В., проф.. Современная медицина и православие., - М.: Подворье Свято-Троице Сергиевой Лавры. 1998. - 201 с.