Психологическая служба «Православный семейный психолог»
Православный семейный психолог

Психологическая служба «Православный семейный психолог»


balls

ГАЙТАН (ГИРДАН)

Одно из старинных украшений для женщин Юга России, выполняемый из бисера и бусин. Данные работы выполнены по нескольким старым схемам южнорусского плетения (Воронежа, Орла, Тулы, Смоленска).

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Бисерное рукоделие пришло к нам как плетение, ткачество, вышивание и другие ремесла из глубин истории, предаваясь из поколения в поколение.

01 Изделия, снизанные из мелких бус и бисера, известные еще в Древнем Египте и Индии, до сих пор украшают одежду народов Ближнего и Дальнего Востока, Африки и Индии, Американского континента и островов Тихого океана (Океания), Европы и Азии. Это эфиопские чале, индийские мала и хар, кубинские кояр и гаргантыя, ангольские миссанга, болгарские, румынские и молдавские гарданы и згарды, украинские герданы и сылянки, словацкие нагрделники, русские гайтаны, цепочки и ожерелки, белорусские пляцёнки и горлячки, таджикские гулубанд и фарал, узбекские зебигардан, литовские каролинес и многие другие украшения. Разнообразные по форме, названиям, орнаментации, колориту, композиции и технике исполнения, они свидетельствуют о природном национальном талан те, художественном вкусе и мастерстве многих умельцев разных стран.

02 Носили украшения в разных странах по-разному: по одному или по несколько одновременно, каждый день или только в праздники, с детства и до старости или только в молодые годы. Во многих районах, где изготовляли украшения, они были неотъемлемой частью не только женского, но и мужского костюма.

03 На территории нашей страны изделия из стекла, бусы и бисер были известны у народов, населявших ее еще в VI-V вв. до н. э. Уже тогда украшали вышивкой бисером одежду и обувь, предметы женского туалета скифы и сарматы, а в начале нашей эры - древние славяне. Во времена Киевской Руси IX-XII вв. женщины и дети носили украшения в виде стеклянных бус и браслетов разной формы и цвета. Начиная с XV в. для изготовления церковных одежд и утвари, предметов для царского двора рукодельницы начали широко использовать венецианский бисер, соединяя его с драгоценными камнями и русским жемчугом, добываемым более чем в двухстах водоемах Российского государства. Из русского и привозного жемчуга низались женские украшения для знати и зажиточных крестьянок Русского Севера, а начиная с XVIII в. бисер, ввозимый из Венеции и Богемии (Северная Чехия), стали применять в домашних рукоделиях и украшении народно го костюма.

04 Большого расцвета изготовление бисерных украшений достигло в конце XIX - начале XX в. в юго-восточной части России, у народов Поволжья и Приуралья, Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, Средней Азии и Закавказья, в отдельных районах Беларуси, Литвы, Украины. Женщины и девушки низали ажурные воротники и длинные ленты подвесок, косоплеты и косники, пояса и сережки, украшали головные уборы бахромой и поднизями, ряснами и позатыленями. Разные по форме и размерам, орнаментальным мотивам и колориту, эти украшения придавали праздничность одежде, раскрывали неповторимый талант, вкус и мастерство их создателей - тысяч неизвестных самобытных мастериц.

13 Изготовляли украшения, нанизывая бисер на одну и более нитей (иногда до 30), вручную и ткали на специальном станке с нитяной основой. Набирали бисеринки на суровую вощеную нитку, конский волос или тоненькую проволоку. Переплетая нити с нанизанными по счету бисеринками, мастерицы создавали яркие, красочные узоры, чередуя геометрические, стилизованные растительные или зооморфные орнаменты. Рисунки для украшений мастерицы придумывали сами и заимствовали из узоров тканых, плетеных и вышитых изделий.

05 В местных названиях бисерных украшений нет четкого разграничения. Очень часто одинаковые по форме и назначению изделия имеют множество местных названий, которые возникли от способов изготовления, расположения украшения в костюме, орнаментальных мотивов.

Шейное украшение из бисера в виде ажурного воротника разной ширины украшало женскую рубаху. Такие украшения из очень крупного бисера, снизанные сеткой с большими ячейками в виде ромбов или квадратов, в России называли борода, жерелок, подшейник, подгорлок, ошейник, зажельник, раз метка и т.п.

06 Нагрудное украшение в виде кольца из тканой или ажурной ленты из бисера разной ширины и длины с конца ми, соединенными в медальон, называется гайтан (в переводе с древнегреческого и древнелатинского - плетешок, тесьма, шнурок), итан, чопка, королеска, сетка, чапочка. На гайтане - шнурке носили нательный крест, гайтан - плетешок украшали монетами, ракушками, большими бусинами.

Узенькие полоски из бисера для украшения шеи и головных уборов называли цепочка. Круглые объемные шнуры жгут или круглая цепочка. В праздники носили наручные украшения - заручья и браслеты.

07 В Беларуси женские украшения из бисера в виде узкой узорной ленты, плотно прилегающей к шее, и закругленных воротников были известны в Гродненской и Гомельской губерниях. Их называли пляценка - от способа изготовления и горлячка - от места ношения на шее, В наши дни они популярны в селе Неглюбка Ветковекого района Гомельской области.

08 Украшения в виде нагрудников, шнуров, цепочек различной формы из бус, бисера, монет и раковин каури были распространены у многих народов Поволжья и Приуралья: чувашей, марийцев, удмуртов, татар, башкир. Особенно красочны и разнообразны бисерные украшения мордовских женщин. Они украшали головные уборы вышивкой бусами и бисером, металлическими бляшками, сетками поднизей, налобников и позатыленей. Нагрудные украшения в виде больших круглых воротников из крупного бисера разноцветных орнаментов называли цифкс, тифкс, крганьпирф, комбоне и др. Интересны ми и красочными были поясные украшения пулай, пулагай, дополненные длинными нитками разноцветного бисера. Из бисера плели накосники, ушные подвески пилексоргя, длинные цепочки гайтанов - крьоскольне, круглые шнуры.

09 Искусство низания украшений из мелких бус и бисера сохранилось у местного населения Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, отдельных районов Средней Азии и Закавказья.

Крестьянские украшения из бисера многих народов Российской державы благодаря красоте и разнообразию форм в конце прошлого и начале нашего века были известны далеко за пределами Родины. Они экспонировались на международных выставках и ярмарках, продавались в магазинах кустарных промыслов Австрии, Англии, Америки, Германии, Франции и других стран. На наших образцах обучались в рукодельных школах Европы.

10 В начале XX века художественные изделия из бисера, очень разные по своему назначению, форме, размерам, цветовым сочетаниям, пользовались большой популярностью и у город ского населения. Наряду с открывшимися в конце XIX в. в селах кустарными мастерскими кадры бисерщиц начали готовить в Петербургской школе народного искусства и школах художественных рукоделий многих губерний России.

11 После революции, во время гражданской войны 1917-1922 гг. перестали существовать многие рукодельные мастерские и школы бисерщиц, но любовь к бисерным украшениям и умение их создавать сохранились у многих народов и до настоящего времени. В предвоенные и послевоенные годы увлекались вышиванием бисером и стеклярусом платьев, сумочек, кошельков, а в 70-е годы стало возрождаться низание.

12 Сегодня полузабытое искусство изготовления бисерных украшений обрело новую жизнь. Следуя народным традициям, многие мастера создают украшения новых форм, узоров, расцветок. Изготовленные ими современные украшения из бисера и стекляруса, как и старинные, прекрасно сочетаются с одеждой, дополняя и украшая ее. Это длинные полосы гайтанов и герданов, похожие на кружева ажурные сетки воротников, узкие полоски шейных украшений, витые объемные шнуры, разнообразные цепочки, пояса, браслеты, сережки, бретели к платьям-сарафанам, налобные повязки и многие другие.

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

Материалы и инструменты

Для работы понадобятся бисер и стеклярус, мелкие бусы, иголки, нитки, нитковдеватель, ножницы, немного воска, альбомы для узоров, фломастеры или цветные карандаши.

Бисер можно применять любой вели чины и цвета. Пригодятся для работы старые и рассыпавшиеся бусы, из которых можно сделать новые украшения. Хранят бисер, стеклярус и бусы в отдельных посудинах с пробками: стеклянных пузырьках, флаконах, коробочках. Во время работы бисер раскладывают в маленькие розетки или высыпают на ворсистую ткань, с которой его легко набирать на иголку.

Иголки нужны тонкие (№ 0 или 1) с длинным ушком. Если нет иголки, низать можно ниткой, обмакнув ее конец в клей или лак для ногтей.

Нитки применяют обычные: катушечные, шелковые, капроновые, а также тонкую леску. Для придания нитке упругости ее вощат - слегка протирают воском.

Нитковдеватель применяют при низании без иголок.

Бумага в прямую и косую клетку, альбом, карандаши и фломастеры понадобятся при переснимании и составлении узоров.

Станок - приспособление для изготовления украшений способом тканья

Техника низания

В народных бисерных украшениях наблюдается разнообразие способов изготовления. По количеству иголок и ни ток, необходимых для работы, различают низание в одну нить или одной иголкой, т. е. ниткой или ниткой с иголкой; в две нити или двумя иголками - низание ниткой с иголками с двух сторон. В зависимости от расположения бусинок при нанизывании существует несколько способов изготовления украшений:

В крестик - наиболее распространенная техника низания цепочек разной ширины в виде густой сетки с крестообразным расположением бисеринок.

Мозаика - нанизывание бисеринок в каждом ряду в шахматном порядке, то есть через одну.

Плетение - самый распространенный способ изготовления украшений, наподобие плетения кружев на коклюшках. Плели изделия узкими на 3-8 нитках и широкими - до 25-30 ниток, соединенных на одном конце в узел. На каждую нитку по счету соответственно узору набирали цветные бисеринки и переплетали под прямым или косым углом, создавая ажурные композиции сетки с ячейками разной формы. Таким же способом оплетали всевозможные сосуды, флаконы и другие пред меты быта.

Низание - нанизывание бисеринок на нитку сквозной (ажурной) сеткой, наподобие вязания кружев крючком воздушными петлями.

В столбик или столбиком - нанизывание бисеринок снизу вверх в виде круглого или квадратного шнура.

Тканьё - изготовление украшений на станке с нитяной основой способом простого перебора.

ГАЙТАНЫ И ГЕРДАНЫ

Их изготовляют вручную и на станке, короткими и длинными, широкими и узкими, украшенными бахромой из бисера и всевозможными подвесками, ажурными, сплошными, комбинированными.

ris_1

Гайтан ажурный с прямоугольным медальоном нижем по способу косой сетки в две нити при помощи рабочей нитки (длиной 120-150 см) с иголками на концах, как и ажурные цепочки, с той разницей, что одновременно с нанизыванием первого ряда нанизываем и бахрому (рис.1) Цепочка в три ромба: а - з — последовательность выполнения; и - общий вид.

При изготовлении гайтана шириной в пять ромбов со сторонами в три бисеринки (рис. 2.) для 1-го ряда иголкой II набираем на середину рабочей нитки три (1-3) бисеринки начала ряда и 10-30 для бахромы. Иголку II протягиваем в предпоследнюю и все после дующие бисеринки бахромы, затягивая нитку, и набираем снова три бисеринки для первого ряда и 10-30 на бахрому. Таким способом справа налево нижем 1-й ряд, заканчивая его шестой ниткой бахромы. 2-й ряд также нижем иголкой II - справа налево. Начинаем его петлей из четырех бисеринок (19-22), протягивая иголку с ниткой в предпоследнюю (17) бисеринку 1-го ряда: Притягиваем нитку, чтобы не провисали бисеринки, и набираем четыре петли по три бисеринки, пропуская иголку II с ниткой в средние бисеринки петель 1-го ряда (между бахромой). Заканчиваем 2-й ряд одной бисерин кой, протягивая иголку II в первую бусинку 1-го ряда. Иголка II остается слева, а иголкой I нижем 3-й и 4-й ряд слева направо и справа налево. В такой последовательности нанизываем медальон гайтана нужной высоты длины. Закончив медальон, нанизываем боковые ленты гайтана в две нити. Концы соединяют, когда ленты достигнут не обходимой длины.

ris_2

Цепочка в три ромба со сторонами ромбов в три бисеринки. Для первого ряда необходимо набрать на середину рабочей нити пятнадцать бисеринок (1-15). Заканчиваем 1-й и начинаем 2-й ряд справа налево, протягивая нитку II в 10-ю бисеринку 1-го ряда. Протягиваем нитку и набираем 2-й ряд из двух петель: дважды по три бисеринки (16 18 и 19-21), протягивая иголку с ниткой через бисеринки-связки 7 и 4 1-го ряда. Заканчиваем 2-й ряд двумя бисеринками 22, 23, протягиваем иголку I с ниткой через последнюю бисеринку 23 второго ряда. Иголка II остается слева, а 3-й ряд нижем иголкой I слева направо, набирая петли по три бисеринки и пропуская иголку через средние бисеринки предыдущего (2-го) ряда. Когда 3-й ряд закончен, иголки остаются по краям изделия. 4-й ряд нижем иголкой II слева направо из трех петель. 1-ю петлю набираем из четырех бисеринок, две последующие ил трех. Заканчиваем 4-й ряд двумя бисеринками. 5-й ряд начинаем так же двумя бисеринками, набрав их на иголку I, находящуюся справа. Протягиваем иголку I с ниткой через последнюю бисеринку 4-го ряда на нитке II. Притягиваем нитки и нижем 5-й ряд справа налево из трех петель по три бисеринки. 6-й ряд нижем иголкой II справа налево. Заканчиваем его, как и 2-й, двумя бисеринками и начинаем 7-й также двумя. Далее нижем цепочку необходимой длины в такой же последовательности, украшая ее узорами из цветного бисера.

Таким способом можно сделать кошелек или сумочку из ажурных полотнищ, увеличив соответственно размеру изделия количество ячеек и бисеринок в них.